В Ульяновской области у каждого муниципального образования и сельского поселения будет свой набор полномочий. Очередная пертурбация в сфере местного самоуправления повлечет масштабное перераспределение имущества и активов.
Вопрос перераспределения полномочий рассматривался на расширенном заседании президиума Губернаторского совета.
В связи с вступлением в силу изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года перечень обязательных вопросов местного значения сельских поселений сокращен с 39 до 13. Из их компетенции исключены самые затратные и требующие квалифицированных кадров вопросы – ресурсоснабжения, дорожной деятельности, строительства и содержания жилищного фонда, оказания транспортных услуг, вывоза мусора.
Решение этих вопросов с 1 января 2015 года должен будет обеспечивать муниципальный район. За оставшиеся месяцы местным властям необходимо внести изменения в уставы как районов, так и поселений и в большое количество муниципальных правовых актов. Перераспределятся также доходные источники и имущество районов и поселений.
– В настоящее время муниципальные районы фактически осуществляют не межпоселенческие полномочия на соответствующих территориях, а решают за поселения и вместо них значительный круг вопросов местного значения, – отметила министр финансов Ульяновской области Екатерина Буцкая.
Примечательно, что Федеральный закон предоставляет субъектам РФ право выбора одного из альтернативных способов исполнения муниципальными районами полномочий, передаваемых с уровня сельских поселений. Во-первых, регион может сохранить действующую систему, приняв соответствующий закон Ульяновской области, и таким образом вернуть полномочия сельским поселениям, как на определенный срок, так и бессрочно. В этом случае вслед за полномочиями потребуется вернуть и доходные источники, подготовив соответствующий региональный закон. Во-вторых, субъект РФ имеет право без принятия подобного закона Ульяновской области сконцентрировать все полномочия и доходные источники на уровне районов, определив, что на каждом уровне местного самоуправления будут исполняться те полномочия, которые предписаны Федеральным законом.
Однако ульяновские власти сделали выбор в пользу третьего варианта, где будет использован механизм индивидуальной передачи полномочий по соглашениям от муниципальных районов сельским поселениям с учетом особенностей территорий. Такое решение, судя по всему, призвано сгладить разницу в финансовых возможностях и развитости районов и сельских поселений. Однако растеряв полномочия и финансовые источники, поселения наверняка потеряют стимул к развитию. При этом с большой вероятностью возникнет неразбериха с распределением властных функций, а сельчане попросту не будут знать, к кому обращаться с той или иной проблемой.
Дмитрий Минаев