«Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить», – эта расхожая фраза из письма Антона Чехова к литератору Александру Лазареву-Грузинскому, кажется, должна быть знакома всем, особенно непосредственно относящимся к театру. Но в новой работе актера Александра Лебедева, выступившего в роли режиссера очередной премьеры Ульяновской драмы, смысл появления «ружья» остается неубедительным.

Пьеса «Утюги» Анны Яблонской рассказывает о чудаковатом парне, который живет со своей семьей на каком-то острове, коллекционирует старинные утюги и флаги несуществующих государств. Этими утюгами Александр (Максим Косолапов) гладит флаги, и каждый день в доме поднимается очередной флаг, звучит гимн соответствующей страны. Мать (Елена Шубенкина) растит на свою пенсию двоих детей 25-летнего Сашу и его девятилетнего брата Колю, который волей режиссера превращен в неопределенного возраста сестру Веру. «Учи уроки!» – кричит ей Саша, из чего следует, что выглядящая вполне зрелой девицей Вера – еще школьница. К слову, Вера как раз получилась очень интересным персонажем. Лирическая актриса Мария Прыскина, приблизившаяся в «Коварстве и любви» к трагическим высотам, позволила превратить себя в неуклюжего заикающегося подростка, диковатого и резковатого. Ее гротескный танец во время звучания тибетского гимна очень хорошо «работает» на образ.

Удивительным образом затерявшийся в неизвестно каких морях остров находит профессор из Англии, тоже коллекционирующий утюги. Пол (Сергей Кондратенко) обнаруживает у Саши редкий экземпляр для глажения кукольной одежды. Вокруг этой крошечной вещицы весом всего в 20 граммов разгорается конфликт, обнаруживающий трагическую историю. Как подметили в зале, сюжет перекликается с шекспировским «Гамлетом»: брат убивает брата (в «Утюгах» брат ничего не делает, чтобы спасти брата).

Сын мертвого брата винит во всем дядю.

Присутствует здесь и помешавшаяся «Офелия» (может, потому Лебедев и превратил мальчика в девушку?).

«Убийца» – Иван, брат погибшего в шторм отца Саши и Веры. На долю актера Виктора Чукина выпадает исповедь, и по иронии судьбы исповедуется он предприимчивому иностранцу. Это и признание в собственном бессилии, и оправдание своего поступка. Не сумев доказать это племяннику, он «кричит» об этом с помощью флажковой азбуки: «Я любил его!».

Масла в огонь подливает русская жена Пола Мария (Мария Жежела): между ней и Сашей пробегает искра, и это чувствует Пол. В прекрасном исполнении Сергея Кондратенко любопытствующий иностранец, страстный коллекционер, широким жестом предлагающий за крошечный утюжок 20 фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч рублей, переводит он тут же на наши деньги), становится растерянным и беспомощным, предчувствуя возможное расставание с Машей. Ведь это из-за нее Саша решает подарить Полу утюжок, который он обещал не продавать.

Вот тут-то и выстрелить бы «ружью», появившемуся в начале спектакля. Дело в том, что семья очень нуждается в деньгах, и фунты стерлингов Пола пришлись бы как нельзя кстати. И непонятно, почему Саша не занимается тем, что должен был делать, следуй режиссер по тексту Яблонской: «Небольшим, почти игрушечным старинным утюгом он гладит флаги несуществующих стран. Гладильщик аккуратно стелет и отпаривает их, точными движениями скользя по шелковым прямоугольникам». Вместо этого Саша сидит на столе и забавляется с прозрачными шарами. Очевидно, что Максим Косолапов увлекается современным видом сценического искусства – контактным жонглированием. Но что хотел показать этой сценой Лебедев? Рассуждая попросту, откуда у бедной семьи, живущей на одну пенсию, есть деньги на шары, которые стоят рублей 700-1000 за штуку? Причем у Саши их – больше десятка. И хотя в руках Косолапова шары превращаются то в бинокль, то в подзорную трубу, с помощью которых его герой высматривает в море корабль с Полом, без этого хода можно было бы вполне обойтись.

Анна Школьная