В Приволжском федеральном округе официальный уровень безработицы невысок, однако ситуация на рынке труда, тем не менее, достаточно на­пряженная.

Во многих регионах на каждого соис­кателя приходится, как минимум, две рабочие вакансии. Но работодатели, представляющие реальный сектор экономики, производственную сфе­ру, сталкиваются с проблемой: найти станочника или швею на фабрику подчас сложнее, чем управленца. Ка­дровики даже начали использовать новый термин – «избыточная квали­фикация». Все чаще они вынуждены отказывать в трудоустройстве имен­но по этой причине.

Кадровой проблеме было посвяще­но и прошедшее в конце минувшей недели в Оренбурге заседание сове­та округа под председательством полномочного представителя Прези­дента России в ПФО Михаила Баби­ча. Главы регионов обсудили вопро­сы развития системы среднего про­фессионального образования в субъектах Федерации, расположен­ных на территории округа. Участники мероприятия констатиро­вали: сегодня назрела необходи­мость применения качественно новых подходов к подготовке рабочих кадров и специалистов среднего зве­на в условиях модернизации про­мышленных предприятий. Тем более что доля промышленного производ­ства регионов округа в экономике страны существенна и составляет 25 процентов.

В регионах ПФО действуют 128 ре­сурсных центров профессионально­го образования и 22 многофункцио­нальных центра прикладных квалификаций. Решается вопрос подготов­ки кадров для предприятий оборон­но-промышленного комплекса, в на­стоящее время Минпромторг России и заинтересованные федеральные министерства и ведомства прораба­тывают вопрос создания отраслевых центров подготовки персонала.

Одна из причин кадрового дефицита – низкий престиж рабочих профес­сий. Программы подготовки квали­фицированных рабочих осваивают всего 27,5 процента учащихся. Суще­ствует и отраслевой перекос: налицо избыток специалистов сферы обслу­живания и производства продуктов питания, при этом ощущается дефи­цит работников в электронной и ра­диотехнической промышленности, производстве средств связи, в авиа­ционной и ракетно-космической от­раслях.

Участники заседания совета отмети­ли, что предприятия должны актив­нее участвовать в развитии профтех­образования, создав гибкую систему стимулирования работодателей, го­товых инвестировать в модерниза­цию учебной базы.

– Всего 15 процентов работодателей участвуют в данном процессе, – кон­статировал Михаил Бабич. – Здесь огромный потенциал для роста, ведь предприятия заинтересованы в том, чтобы гарантированно получать ква­лифицированные кадры. Нужно раз­вивать целевые наборы, вести руч­ную работу, чтобы каждое образова­тельное учреждение понимало, для кого готовить специалистов.