В России необходимо создать нормативную базу, определяющую социальный стандарт доступности авиационных перевозок и качество соответствующей транспортной инфраструктуры. Об этом шла речь на совместном выездном заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и комитета по экономической политике, посвященного проблемам эффективного использования государственных средств при реализации государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы».

В заседании приняли участие представители федеральных министерств и ведомств, руководители российских авиакомпаний и авиационных заводов, ученые и эксперты в области авиации.

Открывая мероприятие, заместитель Председателя Совета Федерации Евгений Бушмин отметил важность комплексного подхода к решению проблем отечественной авиации.

– Необходимо решать не только производственные вопросы и проблемы эксплуатации авиационных судов, но и заниматься инфраструктурой, оптимизацией системы финансирования, повышением эффективности государственных программ в области авиации.

Дефицит доступных авиаперевозок приводит к снижению мобильности населения и создает риски для территориальной целостности страны. Об этом заявил председатель комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.

– Только сейчас Россия вышла на объем пассажирских авиаперевозок, сопоставимый с объемами, существовавшими во времена Советского Союза – 85 миллионов пассажиров в год. Но при этом изменилась структура перевозок: в настоящее время более половины объемов приходится на международные рейсы. Во многом такая пропорция сложилась из-за резкого падения региональных перевозок, – сообщил сенатор.

– Для решения этих проблем выделяются субсидии на организацию воздушных перевозок, однако этот механизм не всегда работает эффективно из-за сложившихся особенностей межбюджетных отношений. Необходимо изменить пропорцию софинансирования этих субсидий. В настоящее время большая часть идет из бюджетов регионов, сенаторы предлагают изменить это соотношение, чтобы большая часть расходов финансировалась из федерального бюджета, – предложил Сергей Рябухин.

Он обратил внимание на состояние аэродромной сети, отметив, что количество аэродромов в стране по сравнению с советским периодом сократилось с 1400 до 315.

Решение многочисленных проблем отечественной авиации упирается в недостатки нормативно-правовой базы, считает председатель комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам.

– Регулирование гражданской авиации осуществляются пятью различными государственными структурами. А показатели государственных программ не увязаны между собой. На федеральном уровне не разработана и не реализуется единая политика, направленная на стимулирование развития системы региональных и местных перевозок на всей территории страны, учитывающая реальные финансовые возможности субъектов Российской Федерации. При этом не налажен выпуск самолетов для малой авиации.

– В целях локализации производства комплектующих необходимо применять механизмы особых экономических зон для создания территориальных производственных кластеров. В нынешней непростой геополитической ситуации следует повышать степень независимости нашей страны в стратегически значимых отраслях, – сказал Сергей Рябухин.

Парламентарий считает чрезвычайно актуальной проблему обеспечения авиастроительной промышленности России длинными дешевыми деньгами.

– Ее решение особенно важно в условиях ограничения доступа нашей страны на западные рынки капитала.

– Важным механизмом поддержки отрасли является консолидированный государственный заказ, члены Совета Федерации готовы содействовать принятию необходимых изменений в законодательство. С целью увеличения спроса со стороны зарубежных и российских авиакомпаний на новые воздушные суда отечественного производства необходимо распространить механизмы использования операционного лизинга, – подчеркнул Сергей Рябухин.

Острой проблемой является также подготовка квалифицированных кадров для предприятий авиастроительной отрасли, продолжил сенатор.

– К сожалению, созданная в СССР мощная база профессионального технического образования в значительной мере оказалась подорвана. Многие профильные вузы также не в состоянии осуществлять подготовку специалистов в соответствии с самими современными требованиями. И здесь очень многое зависит от более активной кадровой политики самих предприятий, а также регионов. А на федеральном уровне нужно увеличить финансирование государственных программ по подготовке инженерных кадров и развивать образовательные компоненты при наиболее продвинутых отраслевых научно-исследовательских центрах.

– Последние события на Украине также создают дополнительные вызовы для гражданской авиации. Новые киевские власти запретили экспорт в Россию не только военной техники, но и продукции двойного назначения. В связи с этим по указанию Президента России Министерство промышленности и торговли РФ и ведущие предприятия отрасли ведут работу по обеспечению импортозамещения производимой на Украине авиационной техники, – продолжилСергей Рябухин.

В России эксплуатируется несколько сотен самолетов марки «Антонов», а на заводе в Воронеже налажена сборка самолетов Ан-148. В связи с этим нужно решать проблему обеспечения импортозамещения в сфере проектно-технической документации и подтверждения авторских прав, считает сенатор.

– В качестве пробного шага это можно сделать в отношении самого большого грузового самолета Ан-124 («Руслан»). Для этого необходимо ратифицировать изменения в авиационные правила, которые регулируют взаимоотношения стран – участниц Межгосударственного авиационного комитета. Такие поправки позволят российским конструкторским бюро самостоятельно, без согласия владельцев интеллектуальных прав продлевать летную годность воздушных судов, дорабатывать их и производить модификации, – сказал сенатор.

Региональные и местные авиаперевозки являются стратегической задачей, и ее решение должно осуществляться прежде всего на федеральном уровне, заключил Сергей Рябухин.

Заместитель Министра транспорта России Валерий Окулов коснулся проблем развития внутренних перевозок.

– В 2014 году опережающими темпами растут внутренние перевозки, в том числе на региональных линиях. Рост за восемь месяцев составил 18 процентов, при этом международные перевозки выросли всего на 4,5 процента.

Правительством разработан пакет документов, направленных на развитие региональных перевозок, сообщил заместитель Министра.

– К 2018 году количество региональных маршрутов вырастет с 1300 до 1980, то есть, на 42процента. В 1,9 раза вырастет авиационная мобильность населения, в 2018 году мы должны перевозить 119 миллионов человек.

В целях развития региональной авиации серьезную поддержку получила наземная инфраструктура аэропортов, подчеркнул Валерий Окулов.

– Для повышения доступности перевозок для населения разработано пять программ субсидирования по 200 маршрутам. За 9 месяцев 2014 года по ним перевезено 1,2 миллиона человек. Большой спрос наблюдается на перевозки в Крым. До конца года по этому направлению будет перевезено 2,3 миллиона человек, что в пять раз больше, чем годом ранее. В настоящее время рейсы в Симферополь выполняются из 32 российских городов, – отметил заместитель Министра.

Директор Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Андрей Богинский отметил, что основными задачами, стоящими перед Министерством, являютсяподдержание и развитие потенциала гражданской авиации, разработка и производство новой конкурентной авиационной техники.

– Нам необходимо создать высококонкурентную авиационную промышленность, закрепить ее позиции на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска авиационной техники, – отметил Андрей Богинский.

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Сергей Агапцов рассказал об осуществлении государственного контроля в сфере авиастроения. Он отметил, что было проведено несколько контрольных мероприятия, в рамках которых проверена эффективность мероприятий по развитию авиатехники в интересах местных и региональных перевозок, оценена подготовка персонала гражданской авиации, проведен анализ влияния стоимости авиаперевозок на развитие туризма и курортно-санаторного обеспечения и т.д.

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Евгений Тарло обратил внимание на необходимость мер по уменьшению ставок кредитования для авиационных предприятий.

– В условиях западных санкций нужно обратить внимание на перспективы сотрудничества с развивающимися странами, по многим позициям мы могли бы найти очень серьезных партнеров. Нужно искать кооперации с теми государствами, которые могут в том числе создать спрос на разрабатываемые модели самолетов. Это, в первую очередь, страны БРИКС, ШОС, Евразийского союза.

Генеральный директор Государственного НИИ гражданской авиации Василий Шапкин остановился на приоритетах развития авиационной промышленности России.

– Государство должно признать развитие отечественной гражданской авиации в качестве одного из главных национальных приоритетов и привести отечественную нормативно-правовую базу в соответствие с документами международного авиационного сообщества.

– По мере выпуска конкурентоспособной отечественной техники должны быть созданы механизмы по замене парка иностранных воздушных судов. Государство также должно разработать стратегию поддержки отечественного парка воздушных судов от начала их разработки до списания, – подчеркнул Василий Шапкин.