На вопросы Анны Смирновой, активиста всероссийского общественного движения “Суть времени”, отвечает русский поэт, прозаик, драматург и публицис, главный редактор журнала «Литературный Ульяновск», член Союза писателей России Полотнянко Николай Алексеевич.

А.С. В современном мире есть такое явление, как постмодернизм, которое проявляется в различных сферах жизни общества: искусстве, культуре, науке, политике и т. д. Существуют разные оценки данного явления: от восторженно-положительных, согласно которым постмодернизм – это будущее человеческой цивилизации, до резко отрицательных, согласно которым постмодернизм несет только разрушение. К какой из этих оценок вы больше склоняетесь и почему?

Н.П. Мне думается, что у нас постмодернизм существует в головах всякого рода ловких креативщиков пустоты. Это загадочная и лукавая ширмочка, за которой скрывается узаконенный бардак как норма жизни верхних 100 тысяч сытых и жадных. Я русский писатель, и мне интересна жизнь людей труда, жизнь ради хлеба и слова насущного, и прошлая, и настоящая, и будущая, и она прекрасна. А всякого сорта «измы» — это духовный мусор, который летит к нам с Запада. Об этом подробно писали ещё славянофилы, а сегодня очень убедительно говорит богослов Алексей Ильич Осипов в православной программе ТВ «СОЮЗ». Постмодернизм якобы существует, но он будет виртуально существовать только до тех пор, пока о нём будут говорить. Когда разговоры прекратятся, то выяснится, что его просто и не было. После него не останется ничего эстетически значимого, а реально – обычный городской мусор. Много говорили в свое время про реализм, сейчас помалкивают, но русская классика никуда не делась, и она подтверждает существование реализма романами русских писателей.

А.С. В Ульяновске в рамках очередного Международного культурного форума была открыта постмодернистская выставка «Ниже Нижнего». На ней представлены такие экспонаты, как волосатая рыба, чугунные детские игрушки. Особое возмущение вызывает экспонат – инсталляция Евгения Стрелкова «Третья идея», где представлен деисусный чин иконостаса бывшего Саровского монастыря в искаженном виде: святые просвечены рентгеном, а в центре на месте Иисуса Христа – атомный взрыв. Как вы относитесь к данной выставке?

Н.П. Говоря честно, никак. Как меня оглоушили перестройкой, так я и живу четверть века, как и вся оглоушенная Россия, с недоуменным вопросом, как огромный народ сумела облапошить кучка проворных политических и всяких других мошенников, а он им не перестает аплодировать и никак не догадается взять их всех за шиворот и вышвырнуть на свалку истории. Эта выставка – лишь жалкая копия того абсурда, на котором, как циркач на проволоке, балансирует властная вертикаль и её сообщники. У нее жизнь удалась, а вот народ сплоховал, отсталый какой-то народ, особенно русский, не понимает своего счастья жить по законам рынка, все бредит о социальной справедливости, которой его лишили., и вместо «социализма с человеческим лицом», который ему обещали Горбачев, Ельцин и до сих пор правящая страной либеральная клика, он узрел мурло «дикого капитализма». Поэтому человека советского решено заменить на человека для рыночной власти удобного, а для этого надо ему «ломать мозги» (выражение Д. Медведева), то есть изменить натуру (природу) русского человека, используя в качестве фомки современное искусство. То, что это так, недавно подтвердили русские писатели-фронтовики, которые обратились с открытым письмом к президенту: «Нам, уважаемый Владимир Владимирович, неловко говорить Вам, Президенту РФ, о том, что смена культурного кода народа – это всего лишь менее кровавая, но не менее преступная форма геноцида, чем и та война, которую сегодня ведет фашистская хунта Киева в исторических русских регионах, подаренных Украине советской властью» (http://www.rospisatel.ru/frontoviky.htm). И еще одно мнение: «Если у реформаторов будет достаточно сил, чтобы держать традиционную культуру в хрипящем полузадушенном состоянии, – предупреждает философ и публицист С. Кара-Мурза («Русский коммунизм»), – то Россия как цивилизация и как большая страна будет ликвидирована».

А.С. Есть ли выход из этой ситуации, что способно развивать человека, сделать его всесторонне и гармонично развитой личностью? В каком направлении должно двигаться развитие как культуры, так и цивилизации вообще: в направлении отрицания классики, через её разрушение или через рождение чего-то нового, но на принципах развития классики?

Н.П. Культура если и развивается, то не по указкам начальства или выдумкам всякой около культурной шелупони. Человечество живет в общемировом потоке времени, но каждый народ двигается по нему в своей национальной лодке – это и есть его культура. Современная культура – это тот подрывной инструмент, которым Запад пытается опрокинуть «лодку» русской культуры. У него много помогальщиков и внутри России. Те же СМИ. Послушайте проводное радио. Современной музыке, современному творчеству отведено почти все радийное время, редко-редко прорвется что-нибудь русское, татарское, чувашское, мордовское… Что это, если ни духовная оккупация, ни растление духа уже во многом униженного народа?.. Мы не знаем глубин человеческого сознания, но от нравственного притеснения из него может вырваться еще один 1917 год. Если власть не очеловечится, то великих потрясений не избежать. Конечно, я не зову лихо, но третирование русской культуры самим государством – это такой невероятный АБСУРД, что над этим стоит задуматься каждому гражданину.