Сегодня опубликованы постановления Правительства России, которыми отменяются ранее действовавшие акты о регулировании правил ОСАГО и установлении страховых тарифов. Теперь эту отрасль полностью контролирует Центральный Банк.

6 октября 2014 г. «Российская газета» опубликовала постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1007 и № 1008. Этими постановлениями признаются утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 263 “Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 739 “Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии” [полные тексты по ссылкам http://www.rg.ru/2014/10/06/utr-dok.html и http://www.rg.ru/2014/10/06/utr1-dok.html – от ред.]

Соответственно, вступают в силу указание Банка России от 19 сентября 2014 г. «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Таким образом, реализованы очередные этапы передачи полномочий по регулированию рынка «автогражданки» мегарегулятору – Центральному Банку. Насколько эффективен такого рода институт в части регулирования страхового рынка жители Ульяновской области убедились на собственном опыте, когда страховщики создали из покупки полиса ОСАГО огромную проблему. Как повел себя ЦБ? Никак, проблема с заключением договоров и навязыванием дополнительных услуг до сих пор существует. Полный административный паралич всех контролирующих органов: и ЦБ, и антимонопольной службы, и Роспотребнадзора.

По данным Центра по защите прав потребителей, одновременно развиваются куда более опасные тенденции. «К нам стали часто жаловаться люди, которые столкнулись с поддельными полисами. Их доля на рынке до 30-40 %», – говорит Денис Литвинов, руководитель Центра по защите прав потребителей. «К сожалению, подлинность полиса почти невозможно проверить. Человек покупает полис ОСАГО и узнает о том, что ему не на что рассчитывать только после того, как попадет в ДТП. Если чиновники не знают закона рынка о спросе и предложении, это не значит, что этот закон не действует», – продолжает Литвинов.

Государство своей «железной рукой» сначала искусственно создает рынок обязательного страхования ответственности, затем доводит его до критического состояния и не может навести правовой порядок, не способно обеспечить правоприменение законодательных актов. Поэтому вступают в дело другие механизмы. Ажиотажный спрос, сформированный сговором страховщиков, привел к ухудшению ситуации на рынке и господству монополистов.

Что предложило государство, не сумевшее решить проблему, с которой столкнулись люди? Повысить базовые страховые тарифы. Для транспортных средств категории «B» его минимальное значение теперь составит 2440 руб., и максимальное – 2574 руб. В Ульяновске как территории преимущественного использования транспортного средства коэффициент для транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин) – 1,4.

Пожалуй, есть только один позитивный аспект рынка ОСАГО для автовладельцев. С 1 октября 2014 года впервые за 12 лет (!) выросла страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред: в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей; в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей [изменен федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” – от ред.]

Вот только имеет ли это хоть какой-то смысл, если большинство продаваемых полисов и заключаемых договоров уже давно не предусматривает денежного возмещения, а лишь направление на ремонт? Монополизм, государственное регулирование, неквалифицированное вмешательство в рыночные отношения никогда не приводят к повышению качества и понижению цены.