Арина СОКОЛОВА
Жители Криуш – села близ Новоульяновска – с гордостью говорят, что каждый третий их земляк – речник. Еще в конце XVIII столетия в окрестностях села открылись небольшие предприятия по ремонту судов. И кто бы знал, что в веке нынешнем криушинцы будут по крупицам воссоздавать историю былой славы и надеяться на лучшее будущее.
ЛЮДИ – ПАРОХОДЫ
С образованием Куйбышевского водохранилища стабильным источником дохода для села стал флот. Здесь было налажено изготовление барж, с появлением пароходов в криушинском затоне были возведены крупная пристань для зимовки судов, огромные складские помещения, службы по ремонту и строительству.
Весомый вклад в судостроение в Криушах внес Николай Александрович Басов, 21 год стоявший у руля местного предприятия. Он успел при жизни увидеть теплоход, названный его именем -«Николай Басов». Сейчас судно бороздит воды российских рек и заграничных морских просторов.
Именем еще одного уроженца Криуш названо судно «Андрей Белодворцев». Андрей Иванович – капитан, старейшина флота, участник Великой Отечественной войны. Он родился в семье лоцмана, трудовую деятельность начинал в далеком 1918 году рабочим судоремонтных мастерских криушинского затона. В общей сложности служил Волге 59 лет Но вернемся к расцвету судостроения в Криушах в 70-х годах. Тогда под руководством Николая Басова на судоремонтном заводе трудилось до тысячи человек, ремонтировались ежегодно от 100 до 200 судов. В селе по его инициативе возводились пятиэтажные дома, асфальтировались дороги, проводились центральное отопление, канализация, газификация, работали спорткомплекс и санаторий-профилакторий.
Речные предки
А еще Басову принадлежит идея создания музея истории завода. Она тоже была воплощена при его жизни. Но прошли годы, музей разорили, и криушинцы стали переживать, как теперь они узнают о своих любимых речных предках…
По просьбе сельчан в июле этого года в местной школе усилиями педагогического коллектива была открыта комната речной и морской славы. Вообще, надо сказать, учреждение в этом плане удивительное и, если так можно выразиться, неугомонное. Каких только уютных уголков, посвященных то краеведению, то народному быту, то живой природе, то сказкам, то театру, то психологической разгрузке, в ней нет! Всеми этими диковинными местами в школе заведует заместитель директора по воспитательной работе, человек с неиссякаемой энергией, занесенный в Книгу почета Ульяновской области, Ольга Владимировна Полякова. Энтузиазмом, стремлением сотворить что-то для детей, увлечь их полезным делом она заряжает своих коллег, которые тоже с удовольствием откликаются на новые идеи.
– Мы собираем материал обо всех, кто связал свою жизнь с флотом, – рассказывает Ольга Владимировна о комнате речной и морской славы, – чтобы любой, кто придет сюда, увидел что-то о себе, о своем родственнике. К нам в музей однажды пришла женщина, у нее погиб сын. Когда она увидела его фотографию здесь, она готова была всем руки целовать. Все говорила: «Неужто мой Генка, обыкновенный парень, висит на стенде в музее!».
Главные герои комнаты – это люди, для кого Волга стала колыбелью с рождения, – от механиков и коков до капитанов. Династий речников здесь накопилось уже столько, что с трудом поддаются подсчетам. И это не предел, материал, как говорит Полякова, будет постоянно пополняться.
Не оставят равнодушными посетителей комнаты многочисленные модели судов и еще один интересный корабельный артефакт – настоящий штурвал.
– Как-то мой ученик говорит мне: «Хотите, на День учителя сделаю такой подарок, что будете меня помнить всегда?». Представляете, приносит на праздник руль! Ученика уже нет в живых, а штурвал будет стоять в комнате и дальше.
Заветная мечта
И сейчас криушинцы работают на флоте и в обслуживающих его отраслях. В селе продолжают работать механические мастерские, затон используется для стоянки и ремонта зимой. Сегодня завод готов строить суда грузоподъемностью до 4 тысяч тонн и длиной до 120 метров.
– Но это уже не то, что было раньше, – жалеют местные жители.
В хорошие времена специалисты из села не уезжали, сейчас же приходится искать кусок хлеба на стороне. Единственное, что не меняется, – Криуши остаются родиной высокопрофессиональных кадров для судов речного и морского транспорта. Выпускники школы разлетаются кто куда. Продолжая дело отцов, ребята едут за образованием в Нижегородские водную академию и речное училище, Астраханское училище, Казанский речной техникум, Самарский речной техникум.
– Если человек говорил, что он из Криуш, его сразу принимали, – рассказывает Ольга Владимировна. – Мы подсчитали, что только Самарский техникум окончили 120 человек из нашего села. Криушинцы – это достойные речники, они никогда не бросят Волгу.
У входа в комнату речной и морской славы висит рында. Если три раза ударить в нее и загадать желание, оно обязательно сбудется, говорит Ольга Полякова. Сама она хочет, чтобы в школе открылся кружок по судомоделированию и класс подготовки рулевых мотористов. Этой профессии здесь обучали 10 лет тому назад, сейчас нужно оснастить кабинет и возобновить договор с Нижегородской академией.

СПРАВКА «НГ»
Годом основания Криуш его жители считают 1649-й. Название села пошло от слов «кривуля» или «кривуша», что означает изгиб реки. В 1896 году здесь был освящен каменный храм Святителя Николая Чудотворца. Пароходы, проходящие мимо него, всегда гудели. В прошлом веке храм был разрушен до основания. Сейчас на средства прихожан возводится новая церковь.

Благодарность
За помощь в организации комнаты речной и морской славы Криушинская средняя общеобразовательная школа благодарит депутата гордумы Новоульяновска Людмилу Цыбину, генерального директора ООО «Пирс» Владимира Новикова, генерального директора ОАО «Порт Коломна» Владимира Алексеева, директора ОАО «Криушинский судостроительно-судоремонтный завод» Андрея Каризина и генерального директора ООО «Волгаремфлот» Юрия Шуткова.