Данный вопрос рассматривался на Экспертном совете при Правительстве РФ, которое прошло под председательством Премьер-министра России Дмитрия Медведева. Глава региона выступил в числе основных докладчиков на совещании, единственный из числа руководителей субъектов страны.
На совещании было представлено новое видение изменения контрольно-надзорных функций государства. Соответствующий закон поручил разработать Президент России Владимир Путин. Проект концепции документа подготовлен Минэкономразвития, он был вынесен на расширенные слушания в рамках заседания совета при Минэкономразвития и Экспертного совета. Большинством участников Совета поддержана идея риск-ориентированного подхода.
«Принято принципиальное решение реорганизовать функции контроля и надзора в РФ и перейти на риск-ориентированный подход. Он положительно себя зарекомендовал в ряде ведомств. Основы этого подхода уже применяются в Ростехнадзоре: законом о промбезопасности, который обсуждался в формате Открытого правительства и дорабатывался с учетом замечаний экспертов, количество действительно опасных производств снижено с 290 тысяч до девяти тысяч. В Федеральной налоговой службе в разы повысилась эффективность проверок. Их количество сократилось, они стали понятны и прозрачны. Имидж ведомства преобразился: налоговая служба совмещает фискальные и сервисные функции в формате открытого взаимодействия с бизнесом. Оценку рисков — распространения заболеваний, эпидемий и прочего — ввел и Санэпидемнадзор», — отметил Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Сергей Морозов поддержал переход на риск-ориентированную модель и общее концептуальное направление модернизации и оптимизации контрольно-надзорной деятельности, предлагаемое экспертным сообществом. «Со своей стороны, со стороны губернаторского корпуса я заявляю: мы готовы активно включиться в этот процесс и разрешить, наконец, целый клубок проблем, которые объективно сейчас мешают развитию регионов», – заявил Губернатор.
В числе проблем он назвал дублирование контрольных полномочий и функций федеральными территориальными органами исполнительной власти и региональными полномочными органами, совмещение исполнительно-распорядительных функций и функций государственного контроля (надзора) в рамках деятельности одного и того же органа, проблему «недополномочий» на уровне субъекта, когда с одной стороны, полномочия прописываются, а с другой стороны, регионы лишены права привлекать виновных к ответственности, так как это прописано в законодательстве.
Для решения этих проблем Сергей Морозов предложил ведомствам разработать рекомендации по изменению правоприменительной практики. «Нужно законодательно изменить ситуацию, при которой федеральные органы и их территориальные подразделения не несут ответственность за развитие регионов. Необходимо дополнить КоАП нормой, закрепляющей ответственность конкретных должностных лиц, которые допускают ущемление прав предпринимателей, включая и возмещение ущерба», — подчеркнул Губернатор.
Согласно предложению экспертов, объекты необходимо разделить по трем степеням риска. Для объектов с низкой и средней степенью контроль необходимо упростить, заместить другими механизмами, передать или делегировать на уровень регионов, считают они.
Сергей Морозов также высказался за передачу отдельных полномочий на уровень субъектов РФ. «Во-первых, это позволит достаточно быстро и легко осуществить переход к риск-ориентированной модели. Во-вторых, возрастет эффективность исполнения контрольно-надзорных функций с точки зрения соотношения затрат на их осуществление и качества их реализации. В-третьих, у руководителей регионов появится реальная возможность в большей мере оказывать влияние на социально-экономическое развитие субъекта и нести настоящую ответственность за конечные результаты работы по экономическому развитию территории», – заявил Губернатор.
По его мнению, целесообразно рассмотреть возможность полной передачи регионам тех контрольных функций, которые оказывают существенное и непосредственное влияние на их социально-экономическое развитие, в первую очередь на инвестиционный климат и социальное благополучие граждан: государственный контроль в сфере трудовых отношений, организации общественного транспорта, земельный контроль, ветеринарный контроль, экологический контроль, включая фитосанитарный надзор, государственный строительный надзор, лицензионный контроль в области розничной продажи алкогольной продукции, надзор в сфере сохранения объектов культурного наследия, контроль за сохранностью автомобильных дорог.
При этом он особо подчеркнул, что перечень передаваемых полномочий должен определяться после тщательного аудита как существующих регламентов и предписаний, так и контрольных функций и обязательно с учетом специфики каждого региона.
«Процесс передачи должен начинаться с переходного периода, с реализации пилотов в нескольких сильных субъектах, готовых к принятию контрольных полномочий, с наработки лучших практик. Имеет смысл выбрать в качестве пилотов и ряд ведомств. Это позволит регионам и федеральным ведомствам двигаться во встречном направлении»,- отметил Губернатор.
Эксперты предложили выбрать 3–4 пилотных субъекта РФ.
«В ближайшее время будут определены пилотные регионы, которые с 1 января 2015 года начнут работу по приему полномочий. Также необходимо разработать «дорожную карту» по оптимизации этой деятельности в части структуры и системы управления контрольно-надзорными органами, исключения дублирования полномочий, определения зон ответственности. Для реализации основных задач необходимо выработать четкий план действий и систему его реализации на уровне Правительства, в том числе за счет усиления полномочий Правкомиссии по административной реформе», — сказал Михаил Абызов.
Также эксперты и Сергей Морозов также предложили вернуться к планам по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций. По данным Минэкономразвития, планы в отдельных сферах выполнены только на 60%, а в некоторых (сельское хозяйство, связь, рыболовство) — всего на 25–30%.
«На исполнение функций по контролю на одну должность контролера в ФОИВ ежегодно тратится 56,4 тысячи рублей (и только половина — на зарплату). Сейчас у нас 123 тысяч должностей контролеров! Эксперты представили оценку перехода к новой модели: снижение количества проверок на 40%, контролеров — на 30%, расходов государства — на 20%. По мнению экспертов, ущерб от деятельности объектов контроля — предпринимателей — как минимум не увеличится», — заключил Михаил Абызов.
В рамках Совета Сергей Морозов предложил перейти от карательных принципов работы к предупредительным, законодательно исключив возможность наложения штрафов и обязав уполномоченные органы выдавать только предписания об устранении выявленных недостатков.
«Дмитрий Медведев поддержал предложение Сергея Собянина о том, чтобы регионам было позволено увеличивать суммы штрафов и меры административного воздействия в отношении нерадивых людей, отталкиваясь от минимального уровня, который будет прописан в законе. В рамках риск-ориентированной модели не наказывать необходимо ограничиться предупреждением или беседой. Тем, чьи нарушения имеют хронический характер, применять очень жесткие меры», – дополнил Губернатор Сергей Морозов.
Также глава региона отметил рациональность исключения возможности наложения штрафа при проведении проверки по инициативе бизнеса.
«Так как уполномоченные по защите прав предпринимателей имеют право принимать участие в проверках, то мы сможем контролировать процесс перехода к новым правилам. При этом важно полноценно запустить работу Единого электронного реестра проверок, чтобы четко знать: кто, кого и когда проверяет», — заявил бизнес-омбудсмен Борис Титов.
По итогам заседания главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву и Министру по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову поручено до конца года завершить работу над проектом закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)». Законопроект должен быть внесен в Государственную Думу. Это и другие решения поддержаны Дмитрием Медведевым и будут отражены в протоколе поручений по итогам встречи.
ПРЕСС-СЛУЖБА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА