«С нового года, – подчёркивает губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, – нагрузка на органы местного самоуправления существенно возрастёт. Дело в том, что с 27 мая текущего года вступили в силу изменения в федеральный закон №131. С первого января 2015 года сельским поселениям оставлено для реализации 13 вопросов местного значения из 29. Оставшиеся 26 вопросов передаются в ведение муниципальных районов. Говоря иначе, вся полнота ответственности за жилищно-коммунальный комплекс, дороги сельских населённых пунктов, сбор и вывоз бытовых отходов, содержание жилищного фонда и множество других вопросов ложится на районные органы исполнительной власти. Соответственно этому потребуется внесение изменений в уставы районов и поселений, в муниципальные правовые акты. Тем более, что до конца текущего года изменятся как Бюджетный кодекс, так и доходные источники районов и поселений. Новое распределение полномочий потребует и перераспределения имущества. При этом вне зависимости от способа разграничения полномочий, интересы жителей сельских поселений не должны быть ущемлены. Более того, каждый сельчанин должен знать и понимать, к кому и за какой услугой ему теперь обращаться».
По мнению министра финансов Ульяновской области Екатерины Буцкой, для сельских поселений 39 законов местного значения являлись обременительной ношей. Отсутствие реального финансирования приводило к их формальному исполнению. Сложилась ситуация, когда муниципальные районы фактически осуществляют не межпоселенческие полномочия на соответствующих территориях, а решают за поселения и вместо них значительный круг вопросов местного значения. Более того, регулируют деятельность посредством заключения соглашения о передаче органами местного самоуправления районов большинства полномочий органам местного самоуправления поселений. С началом 2015 года такую «удавку» с поселений снимут.
В свою очередь, заместитель министра экономического развития – директор Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Сергей Мишин полагает, что если изменения в ФЗ-131 повлекли за собой необходимость очередного разграничения муниципального имущества, то последнее должно быть передано с сельских поселений в районы. При этом необходимо будет внести изменения в действующие договоры аренды и договоры безвозмездного пользования таким имуществом.
Отметим и ещё одну особенность. Федеральный закон предоставляет субъектам РФ право выбора одного из нескольких альтернативных способов исполнения муниципальными районами полномочий, передаваемых с уровня сельских поселений. После детального обсуждения большинство участников губернаторского Совета высказались в пользу варианта, дающего возможность применения механизма индивидуальной передачи полномочий по соглашениям от муниципальных районов сельским поселениям с учётом особенной конкретных территорий. В таких случаях вопросы разграничения полномочий будут решаться посредством заключения соглашений о передаче полномочий с одновременной передачей межбюджетных трансфертов из соответствующих бюджетов. Как полагают эксперты, такой путь является наиболее перспективным, поскольку позволяет учесть особенности и возможности каждого конкретного района и поселения. И, что очень важно, он позволяет выбрать наиболее эффективный и реальный способ исполнения полномочий.
Виктор Никитин