Мы продолжаем рассказывать нашим читателям об учебных учреждениях Ульяновска, вошедших – по итогам прошлого учебного года – в список 500 лучших школ России.
В общероссийский «топовый» рейтинг вполне заслуженно попала гимназия №33, расположенная в ближнем Засвияжье. Стоит отметить, что в октябре эта школа отмечает свой юбилей – 60 лет со дня основания. На наш взгляд, названных причин вполне достаточно, чтобы посвятить 33-й отдельный разговор.
Семейный дух и самоуправление
Подробная информация об истории гимназии №33 – с традиционными «вехами большого пути», датами и т.п. – доступна на официальном сайте школы (http://education.simcat.ru/school33), куда мы и отсылаем всех интересующихся. Нам же более любопытным показалось другое: узнать, чем в действительности «живет и дышит» гимназия, что составляет ее «изюминку», которая отличает эту школу от всех остальных и позволяет быть одним из ведущих учебных заведений города.
– Главная особенность 33-й -это то, что можно назвать духом школы. Быть может, кому-то мои слова и покажутся избитыми, но у нас действительно создана семейная атмосфера: в школе учатся дети и внуки тех, кто сам когда-то ее закончил. Многие наши педагоги – также выпускники этой же гимназии, – рассказывает учитель начальных классов и заместитель директора по воспитательной работе Ольга Глазистова.
По ее словам, важнейшей целью гимназии является не столько выпуск «всезнаек», сколько воспитание по-настоящему хороших и всесторонне развитых людей.
– Конечно, интеллектуальное развитие и содержательная сторона образовательного процесса у нас «в приоритетах». Ведь основные критерии того же рейтинга «Лучшие школы России» как раз связаны с результатами ЕГЭ, победами в олимпиадах и т.д. Однако, помимо этого, огромное внимание мы уделяем воспитанию наших учеников – данная работа ведется в гимназии на высоком методическом уровне, – отмечает наша собеседница.
«Внешнее» признание такой стратегии своего развития гимназия получала неоднократно: к примеру, три года назад школа завоевала диплом 1-й степени в V Всероссийском конкурсе воспитательных систем. Но гораздо важнее признание «внутреннее» – исходящее от учеников и их родителей. Также важны конкретные школьные дела и достижения, которые и составляют основной «нерв» жизни гимназии.
– Прежде всего, мы стараемся, чтобы дети взаимодействовали не только «по горизонтали», то есть со сверстниками, но и «по вертикали» – со старшеклассниками. Достигается это разными способами – к примеру, через совет самоуправления школы или благодаря таким праздникам, как Дни города солнца.
Как уверяет Ольга Глазистова, самоуправление в 33-й – вполне действующий инструмент школьной жизни.
– Абсолютно любой школьник может предложить свою идею, которая затем обсуждается и детьми, и взрослыми. Если ее примет большинство – она будет реализована. Например, именно так у нас появилась традиция прощания десятых классов с одиннадцатиклассниками. Ее предложили сами ученики. Развитию самоуправления способствуют и то, что у нас есть свое телевидение, материалы для которого готовят сами дети, есть специальные почтовые ящики, где каждый может оставить сообщение для остальных. Наконец, есть совет самоуправления, заседания которого проходят еженедельно, – говорит учительница.
Что касается Дней города солнца, то это весьма любопытная методическая находка педагогов 33-й. Несколько дней в году дети из младших классов под руководством старшеклассников «осваивают мир»: берут интервью у представителей различных профессий (парикмахеров, поваров, продавцов), играют в различные развивающие игры, разрабатывают совместные проекты.
– Опять же все это позволяет сближать разновозрастных детей, что способствует их развитию. Также мы стараемся вовлекать в эту деятельность и родителей – тем самым создается та детско-взрослая общность, которая и позволяет школе быть эффективной, – считает Глазистова.
Этой же позиции придерживается и директор школы Николай Прокофьев, который, что любопытно, когда-то был сам ее выпускником, а затем с 1987 года возглавил свою «alma mater».
– Школа может быть успешной только тогда, когда не на бумаге, а в реальности создано взаимодействие между учителями, учениками и их родителями. Если все они работают в единой связке
– будет и развитие. Если такое взаимодействие не достигнуто, то и результаты получатся так себе, – говорит Прокофьев.
Ценности и смыслы
Еще одна интересная традиция 33-й – День старшеклассника.
– Мы проводим эти мероприятия уже несколько лет подряд. К ним привлекаются не только дети и педагоги, но и родители. Проводится День старшеклассника в форме дискуссий, обсуждений, тренингов, социальных проектов. Последний такой День был посвящен ценностям и смыслам, в том числе на уровне правил школьный жизни. Вы даже не представляете, какие нешуточные споры порой разгораются – ведь и дети, и педагоги все разные. Предложения, высказанные во время таких обсуждений, затем рассматриваются на педсоветах и реально влияют на школьную жизнь и распорядок,
– продолжает рассказывать завуч по воспитательной работе.
Кстати, «ценности и смыслы» дети обсуждают не только на уроках, но и после реализации социальных проектов – посещения детских домов, больниц, домов престарелых.
– Нам еще есть куда расти в этом направлении: к примеру, не так давно мы были в одной из школ Нижнего Новгорода и знакомились с опытом их волонтерского центра. Они работают с домами престарелых и онкодиспансером. Благодаря этому их ученики смогли своими глазами увидеть то, как можно сохранять оптимизм и присутствие духа в тяжелейших условиях болезни. В свою очередь дети из нашей гимназии ездили в детский дом «Гнездышко», общались там с «лежачими» ребятишками. Также мы сотрудничаем с ульяновским детским садиком «Волгарик» (там есть дети с ДЦП и отставанием в развитии) – учащиеся из 33-й делали для малышей концерт, помогали устраивать клумбы. Все это помогает нам растить из учеников настоящих людей, а не просто «типичных выпускников», – считает Ольга Глазистова.
Интеллектуальное развитие
Перечислять достижения 33-й в сфере обучения можно очень долго: так, именно эта школа первая в городе еще в начале 1990-х годов стала внедрять систему развивающего обучения Д.Б. Эльконина
– В.В. Давыдова и кафедральную систему внутришкольной организации. Неслучайно также, что на базе именно 33-й гимназии нередко проходят различные методические семинары и дискуссии. У школы -огромное количество побед в самых разных городских, региональных и федеральных конкурсах: к примеру, педагоги и учащиеся 33-й не раз завоевывали звания «Учитель года» и «Ученик года», в том числе на общероссийском уровне.
«Изюминкой» школы в плане интеллектуального развития учеников является «проектный подход». При этом проекты нередко реализуются по всем правилам научной работы – с привлечением внешних грантов и серьезной публикацией полученных результатов.
– Например, недавно наши дети подготовили к публикации книгу, посвященную улице Автозаводской. Ведь вы знаете, что на этой улице происходит сейчас снос старых домов и строительство новых. Это означает, что безвозвратно уходит часть архитектурной истории города. Дети сфотографировали все дома на этой улице и взяли интервью у многих старожилов Автозаводской. Эта книга, как и сборники по другим нашим проектам, была издана за счет выигранного музейного гранта, – рассказывает учитель истории, руководитель школьного музея Ирина Суворова.
Отдельная книга и музейные стенды были подготовлены по военной и педагогической тематике.
– Я считаю, что все уже созданное в нашей школе и то, что продолжает создаваться, – это закономерное продолжение тех серьезных педагогических традиций, которые были заложены еще в советское время. Новое не должно отрицать старое: традиции и преемственность в педагогике, когда берутся и используются лучшие достижения предшественников в сочетании с новыми подходами – вот основа успешности любого учебно-воспитательного процесса, – подытожил нашу беседу директор 33-й школы Николай Прокофьев.
Евгений Нувитов

НАША СПРАВКА
Школа №33 была основана в 1954 году. В 1990 году она получила статус гимназии. В настоящее время в учебном учреждении в соответствии с договорами, заключенными с основными вузами Ульяновска, ведется обучение по четырем профилям: гуманитарному, социально-гуманитарному, информационно-технологическому, социально-экономическому и естественно-научному. Ежегодно около 98 процентов выпускников успешно сдают экзамены в университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ульяновска и других городов.