Правительство одобрило стратегию развития торговли до 2020 года.

Документ был подготовлен Минпромторгом РФ. Ведомство ставит задачу создать многоформатную торговлю. Основная цель – связать потребителя и производителя наиболее удобным и доступным способом. Среди мер: установление нормативов торговых площадей для разных форматов торговли, строительство логистических центров для малых форматов при поддержке государства, а также отсрочка перевода сельхозрынков в капитальные строения до 2020 года.

Сейчас российские покупатели в крупных городах в основном пользуются двумя-тремя торговыми форматами, в то время как на Западе – пятью-шестью. Размер торговых площадей в нашей стране в среднем составляет 643 квадратных метра на тысячу человек, в Германии или во Франции – около 1,5 тыс. квадратных метров.

Нормативы учитывают все торговые объекты суммарно, они не отражают действительного положения вещей. Например, норматив может быть выполнен за счет одного крупного торгового центра при полном отсутствии небольших магазинов. Минпромторг считает необходимым разделить нормативы по форматам. В этих же целях стратегия предполагает отсрочить перевод сельхозрынков в капитальные здания до 1 января 2020 года (он должен был завершиться к 2015 году). Появление логистических центров для малого бизнеса, в свою очередь, позволит поставлять продукты питания от производителей, которые не в состоянии своевременно обеспечить поставки в объемах и по стандартам, предъявляемым торговыми сетями.

Кроме этого, Минпромторг готов рассмотреть возможность вернуть владельцам ларьков право торговать алкоголем. Вступивший год назад запрет на такую деятельность обернулся закрытием сотни тысяч ларьков и небольших сельских магазинов по всей России.

Как сообщает газета «Коммерсантъ», поддержка небольших магазинов не будет происходить за счет крупных сетей, являющихся сейчас основными плательщиками налогов в этой отрасли. Издание цитирует вице-премьера Игоря Шувалова, говорящего о том, что сельхозпроизводителям «нужно понимать, что невозможно все время эксплуатировать тезис о том, что во всем виноваты только торговые сети». По его словам, сетям следует поставлять качественный товар, «а не навязывать его только потому, что мы поддерживаем селян, обвиняя торговые сети в недобросовестном поведении».
Яна Крапивина