Как рассказал недавно побывавший в Ульяновской области с деловым визитом министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, если в 2011 году темпы роста розничной торговли составляли семь процентов, то в году прошлом – лишь четыре. Такую ситуацию министр склонен объяснить замедлением роста доходов граждан и склонностью населения к накоплениям.

В свою очередь, премьер-министр Дмитрий Медведев основную проблему видит в «диспропорции развития форматов розничной торговли». С ним трудно не согласиться. Если доля сетей приближается к четверти всей розницы, то доля рынков и ярмарок стабильно снижается и так называемая дистанционная торговля составляет не более 2,5 процента. Всего, по словам премьера, в оптовой и розничной торговле сейчас задействовано почти 20 процентов работающего населения России или около 12,5 миллиона человек.

Устранить существующие в отрасли диспропорции призвана разработанная Минпромторгом России стратегия её развития до 2020 года. И если раньше упор делался на развитие торговых сетей, то сегодня ставится задача создания многоформатной торговли. Говоря иначе, преследуется цель «связать» потребителя и производителя наиболее доступным и удобным способом.

Как выясняется, отстаёт Россия и по размеру торговых площадей. В среднем по стране он составляет 643 квадратных метра на каждую тысячу человек, в то время как, например, в Германии или Франции – полторы тысячи квадратных метров. Для решения этой проблемы Минпромторг предлагает разделить нормативы по форматам. И отсрочить перевод сельхозрынков в капитальные здания до 2020 года то есть на пять лет позже ранее назначенных сроков перевода.

Ещё одной идеей поддержки малого торгового бизнеса видится строительство для него логистических центров при поддержке государства. Как поясняет Денис Мантуров, Минсельхоз России уже выступало с идеей строительства таких центров в регионах с 2015 года. И заверил, что Минпромторг поддержит это начинание. Потому, прежде всего, что оно позволит поставлять продукты питания от тех производителей, которые не в состоянии своевременно обеспечить поставки в объёмах и по стандартам, предъявляемым торговыми сетями. При этом развитие малого бизнеса не будет проходить за счёт давления на крупные сети, которые, в отличие от малых торговых точек в целом исправно платят налоги. Последний аргумент способен перевесить любые доводы «за» и «против».

Виктор Никитин