ВАСИЛИСА КРАСНОВА
В областном парламенте обсудили вопрос разграничения полномочий между районами и поселениями.
С 1 января 2015 года сельские поселения передадут ряд полномочий на районный уровень. Согласно изменениям в федеральный закон о местном самоуправлении из 39 вопросов местного значения за ними останется лишь 13. При этом закон предоставляет субъектам РФ право выбора одного из альтернативных способов исполнения муниципальными районами полномочий, передаваемых с уровня сельских поселений.
По какому пути пойдет Ульяновская область, стало ясно в конце сентября – тогда губернаторский совет региона поддержал введение на территории области механизма индивидуальной передачи полномочий с учетом особенностей территорий. Таким образом, районы получили право самостоятельно решать, какие вопросы местного значения оставить в ведении сельских поселений, кроме обязательных тринадцати. Правда, времени на то, чтобы определиться, у них осталось немного, ведь все изменения должны быть отражены в проектах местных бюджетов на 2015 год. Не случайно 17 октября вопрос разграничения полномочий стал главной темой «круглого стола», организованного комитетом Законодательного собрания области по бюджету и экономической политике.
Облегчат ношу
Открывая встречу, заместитель председателя регионального парламента, председатель бюджетного комитета Алсу Балакишиева заметила: несмотря на то, что с момента принятия в 2003 году базового закона об общих принципах организации местного самоуправления происходит постоянное совершенствование законодательства в этой сфере, в системе местного самоуправления остается немало проблем.
– Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы. Для сельских поселений наличие 39 вопросов местного значения является обременительной ношей, а отсутствие реального финансирования привело к формальному их исполнению, – заметила Балакишиева. – Закон снимает некоторые полномочия сельских поселений и закрепляет за ними действительно вопросы местного значения.
В ведении сельских поселений остаются 13 вопросов местного значения. В их числе: составление, утверждение и исполнение местных бюджетов; распоряжение сельским имуществом; обеспечение жителей базовыми услугами жизнеобеспечения, организация досуга, вопросы благоустройства и т.д. Отдельные муниципалитеты смогут сохранить за собой и другие полномочия. Так, половина районов уже высказалась за возврат на уровень сельских поселений еще четырех вопросов местного значения. Это – осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, строительство и содержание жилищного фонда, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, сбор и вывоз бытовых отходов. Причем некоторые районы готовы передать ответственность за эти вопросы поселениям полностью, другие – частично. Важно, что в обоих случаях заключение соглашений о передаче отдельных полномочий предполагает одновременную передачу межбюджетных трансфертов из соответствующих бюджетов.
– Если в районах считают, что какие-то вопросы решались на территории поселений более чем успешно – например, вопросы дорожного хозяйства, то они могут вернуть соответствующие полномочия сельским поселениям. В этом случае вслед за полномочиями потребуется вернуть и доходные источники, – объяснила зампред ЗСО.
Где найти резерв
Впрочем, большинство полномочий, вероятно, все же будет передано на районный уровень. По словам Алсу Балакишиевой, сокращение числа расходных статей позволит сельским поселениям направить имеющиеся ресурсы на решение тех вопросов, финансирование которых ранее производилось не в полном объеме. Вместе с тем очевидно, что с учетом передачи полномочий существенно возрастет нагрузка на органы местного самоуправления районов. Даже с учетом того, что объемы доходов районных бюджетов должны вырасти за счет введения дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц и единого сельхозналога, перед органами местного самоуправления встает вопрос о необходимости изыскания дополнительных резервов, которые можно будет направить на исполнение дефицитных полномочий.
– Одно из главнейших направлений, на котором следует сконцентрировать усилия, – это пополнение доходной части бюджетов посредством выявления либо активизации всех резервов, являющихся источниками налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, – отметила министр финансов Ульяновской области Екатерина Буцкая.
– Районы должны активно работать с кредиторской задолженностью, с недоимкой по налоговым платежам, инвентаризацией муниципального имущества, задолженностью по неналоговым платежам. Большое внимание также следует уделить работе по выявлению схем ухода от налогообложения, повышению финансовой и налоговой грамотности среди населения.
Осталось поделить имущество
По словам директора областного департамента государственного имущества и земельных отношений Сергея Мишина, в связи с внесением изменений в федеральный закон о местном самоуправлении в части перераспределения полномочий между муниципальными районами и сельскими поселениями остро встал вопрос об очередном разграничении муниципального имущества – имущество должно быть передано с сельских поселений в районы.
– Действующая на территории региона нормативная база позволяет уже сейчас произвести процедуру разграничения имущества между муниципальными районами и поселениями, однако перечень имущества, необходимого для передачи с одного уровня на другой, содержит необходимость предоставления кадастровых паспортов на имущество и наличия государственной регистрации права собственности муниципальных образований, что делает процедуру передачи практически невозможной. Из 22 тысяч объектов, предполагаемых к разграничению, право собственности муниципальных образований зарегистрировано менее чем на 20 процентов, – пояснил чиновник.
С целью упрощения процедуры передачи департамент госимущества подготовил проект регионального закона, исключающий из перечня документов, необходимых для включения того или иного объекта в список разграничиваемого имущества, бумаг, подтверждающих проведение работ по технической инвентаризации объектов и регистрации права собственности. Планируется, что соответствующий законопроект будет принят до конца текущего года. В этот же срок областное правительство должно принять постановление об утверждении перечня передаваемого имущества с уровня сельских поселений на уровень муниципальных районов.
– Для своевременной разработки и принятия постановления главам муниципальных образований необходимо в срок до пятого ноября предоставить в департамент список имущества, передаваемого с уровня на уровень между муниципальными образованиями. В противном случае, имущество останется на уровне поселения, но финансирование у поселения на содержание этих объектов будет отсутствовать, – проинформировал Мишин.