Кто и где на территории России создал украинскую «автономию»? «Итоговая программа» выяснила, какова цель и каковы перспективы.
В Федеральной миграционной службе на минувшей неделе сообщили, что статус беженца или временное убежище на территории России получили более 200 тысяч граждан Украины. Понятно, что и государство помочь готово. Из бюджета выделено 6,5 млрд рублей.

Приходит помощь и, что называется, снизу, причем от весьма любопытных новообразований, например, от украинской «национальной автономии» в самом сердце российского Поволжья. Корреспондент НТВ Михаил Чернов отправился в город Димитровград Ульяновской области, чтобы посмотреть, что и как там работает.

Гостей здесь встречают в национальных рубахах и венках. Семья Корытных хоть и живет в России уже три поколения, но украинские традиции по-прежнему чтит. Недавно Корытные-старшие стали учредителями местной «Национальной культурной автономии», организации, помогающей соотечественникам, бежавшим от ужасов войны.

Надежда Корытная, жительница Димитровграда: «Мы, конечно, очень старались помочь людям, подсказать все, так как мы здесь живем уже 40 лет, а сами мы — украинцы».

Семье Косиновых украинское землячество помогло найти жилье, работу и устроить дочерей в школу и детский сад. Им, можно сказать, повезло: выехать успели, когда с Луганской областью еще работало железнодорожное сообщение.

Алина Косинова, беженка: «Пока в поезд забрались, можно сказать, прорвались, потому что без пограничников даже проводницы не открывали нам. Погасили свет, закрыли шторы — и вот так, в полной тишине, в полной темноте, ехали до российской границы».

Раньше в небольшом Димитровграде украинская диаспора насчитывала от силы 100 человек. Но после начала боевых действий на юго-востоке Украины выросла в четыре раза. В маленьком подвальном помещении, которое стало офисом «автономии», соотечественникам помогают не только словом, но и делом. Тем, кто в спешке успел взять с собой только самое необходимое, бесплатно переводят документы на русский и рассказывают, как получить разрешение на временное проживание.

Городские власти отчитались: с помощью украинской «автономии» большинство вынужденных переселенцев были трудоустроены официально.

Юрий Чибисов, глава администрации Димитровграда: «Женщины пошли работать в детские сады. Пошли работать несколько человек учителями. В сферу торговли, в сферу общественного питания пошли люди работать».

Сейчас за каждой приезжей семьей закрепили куратора из числа димитровградских бизнесменов.

Юрий Чибисов: «Покупались стиральные машинки, покупались микроволновые печи, компьютеры. В каждом конкретном случае мы постарались каждую семью закрепить за предпринимателем, за бизнесом».

На местных предприятиях даже появились целиком украинские бригады. А труппа Луганского драматического театра в Димитровград перебралась практически в полном составе. Переехать в Россию актеров с юго-восточной Украины уговаривали два месяца. Уговорили, когда по соседству с театром разбомбили здание облгосадминистрации Луганской области. На память о тех событиях у многих актеров сохранились осколки снарядов.

Павел Митякин, беженец: «Нет такого чувства, что ты приехал на чужбину куда-то. Такое чувство, что ты дома. Идешь по городу, и ты уже дома».

Сразу после спектакля актеры спешат в миграционную службу. Процесс сбора документов сейчас занимает все свободное время. В том, что на их родине скоро наступит мир, мало кто верит, поэтому многие уже собирают документы для получения российского гражданства.