В Городскую Думу на рассмотрение поступил бюджет города на ближайшие годы. Администрация Ульяновска по примеру области, которая подготовила аналогичный документ в прошлом году, разработала специальную презентацию бюджета «для жителей» и приглашает обсудить бюджет. Но обсуждать фактически нечего. То, что в экономике дела обстоят плохо, а в ближайшем будущем ничего не поменяется, понятно и так. В ответ на это можно было ожидать от нового бюджета каких-то свежих решений и поиска новых источников дохода. Но ничего этого нет. Более того, есть все шансы на то, что впервые за много лет даже не самый оптимистичный городской бюджет не будет исполнен в доходной части.

Конец осени — это традиционное время для бюджетного планирования, причем на всех уровнях. В основу этого планирования кладутся экономические прогнозы на ближайшие годы. Формируются они достаточно жестко. Прогнозы сначала разрабатываются на федеральном уровне, затем на их базе формируются цифры для прогнозов социально-экономического развития, которые спускаются в регионы, затем регионы на основе этих данных составляют собственные планы, которые в свою очередь учитываются при составлении бюджетом муниципальных образования. Вся эта прогнозная кухня достаточно строго регламентирована и оставляет не так много возможностей для маневрирования.

В этом году отработанный механизм дал сбой, причем на самом верху. Как мы недавно писали, разработанный и принятый Государственной Думой в первом чтении бюджет страны на 2015 год встретил достаточно жесткую критику со стороны Министерства финансов. Министерство посчитало, что проект основан на слишком оптимистичных данных. Такие индикаторы как цена нефти в 100 долларов за баррель, рост экономики и снятие западных санкций финансисты посчитали не слишком надежными для реального прогноза и высказали пожелание разработать запасной вариант бюджета. Назывались и более приземленные прогнозы для расчетов — цена на нефть в районе 80 долларов, инфляция на уровне 4%, ежегодное падение ВВП на 10%, а также продолжение действия санкций. Исходя из этих предпосылок, Министерство рекомендовало в запасном варианте бюджета предусмотреть снижение расходов минимум на 10%. То есть, распрощаться с тем, что объем бюджета в реальном выражении каждый год увеличивается.

Сравнили не с тем

В основу городского бюджета были положены тоже далеко не самые негативные прогнозы. Согласно данным из презентации бюджета, до 2017 года население города должно вырасти, безработица сократиться, средняя заработная плата увеличиться до 29 тысяч рублей, объемы строительства по сравнению с 2012 годом возрасти в 2 раза, количество предпринимателей увеличиться и так далее. Исходя из этого прогнозируется рост основной составляющей доходной части городского бюджета — сбора НДФЛ. Кроме того, планируется, что в 2015 году увеличится и объем безвозмездных поступлений в городской бюджет. В первую очередь, конечно, из областной казны.

Исходя из достаточно оптимистических цифр и была рассчитана доходная часть городского бюджета. В презентации для жителей представлен красивый график, сравнивающий будущий бюджет с нынешним. Картинка наглядно показывает, что из года в год доходы городского бюджета должны расти. То есть, даже с учетом инфляции, в 2015 году бюджет Ульяновска должен оказаться больше, чем был в нынешнем году.

бюджет города

Но здесь есть одно но. Разработчики презентации предлагают нам сравнивать бюджет на будущий год с начальным бюджетом на 2014 год. А ведь в него постоянно вносятся изменения. Согласно последним, доходная часть бюджета 2014 должна составить не 6,95, а 7,97 миллиарда рублей, а расходная — не 7,4, а 8,5 миллиарда, что приводит и к увеличению бюджетного дефицита до 12% от объема бюджета — до 538 миллионов рублей вместо прогнозных 419.

Таким образом, если оперировать последними изменениями в бюджет Ульяновска на 2014 год, то окажется, что прогнозы и по доходной и по расходным частям городского бюджета на будущий год оказываются меньше, чем аналогичные цифры в бюджете 2014 года.

Говорить исходя из этого о том, что бюджет Ульяновска на 2015 год в натуральных цифрах окажется меньше, чем далеко не самый успешный бюджет нынешнего года, было бы неверно. Постоянное внесение изменений в основополагающий городской документ — это нормальная практика, и вполне может быть, что бюджет еще много-много раз перепишут. Но есть сомнения, что найдутся достаточные резервы для того, чтобы это переписывание оказалось в большую сторону.

Причина в выбранных прогнозных индикаторах. Использование умеренно оптимистического сценария вполне может привести к тому, что исполнять бюджет будет очень тяжело. Фактически, можно говорить о том, что в нынешней ситуации городской бюджет на будущий год сверстан без запаса – Министерство финансов РФ явно дало понять, что базовые целевые прогнозы отличаются излишним оптимизмом. Если в прошлые годы прогнозы, заложенные в основу бюджетного планирования, позволяли быть практически уверенными в наличии запаса, то такую уверенность в отношении бюджета 2015 сохранять гораздо труднее.

НДФЛ

Так, основной строкой доходов городского бюджета традиционно являются сборы налога на доходы физических лиц. В 2015 году за счет НДФЛ город намерен получить 2, 662 миллиарда рублей. Очевидно, что расчет сделан исходя из того, что в будущем году фонд начисленной заработной платы увеличится до 66 миллиардов рублей, а средняя заработная плата вырастет до 22,6 тысячи рублей. И это при том, что более половины всех расходов городского бюджета приходятся как раз на выплату заработной платы бюджетникам, которую надо поднимать и поддерживать на уровне не ниже средней по региону согласно майским указам Путина. Если в регионе сохранится явно отмечаемая тенденция ухода бизнеса в тень, о которой мы неоднократно писали, то вполне возможно возникновение ситуации, когда фонд начисленной зарплаты будет увеличиваться в первую очередь за счет самих бюджетников, которым з/п платят из того же бюджета, в который и собирают НДФЛ.

НДФЛ

Возможный излишний оптимизм расчета подтверждается и ситуацией в области. Как в очередной раз подтвердила на аппаратном заседании в областном правительстве председатель бюджетного комитета ЗСО Алсу Балакишиева, в области фиксируется недобор средств в бюджет по сбору НДФЛ. И это при том, что областной бюджет на 2014 год верстался с явным запасом.

Не первую роль налоговые доходы играют и в росте доходов городского бюджета относительно прогнозных и в этом году. Наибольшую роль в росте доходов играют вовсе не налоги, а увеличение межбюджетных трансфертов. Налоговые же льготы, согласно последним изменениям в бюджет Ульяновска, увеличиваются лишь на 34 миллиона рублей.

бюджет2

Исходя из этой тенденции можно смело прогнозировать, что в 2015 году рост доходной части городского бюджета возможен лишь за счет получения денег из бюджетов других уровней. В первую очередь, конечно, из областного. Но будут ли дополнительные деньги там, если государственный бюджет будет сверстан по запасному варианту?

Изображая «хорошо»

Очевидно, что (ввиду дотационности) область, а вслед за ней и Ульяновск, жестко завязаны на федеральные деньги. А что будет если бюджет все-таки будет сокращен на 10%? Очевидно, что близкие коррективы придется вносить и в областной, и в городской бюджеты, вслед за федералами разрабатывая запасные их варианты. И тогда речь пойдет уже об очень жестком затягивании поясов — сокращением не самых важных целевых программ уже не ограничиться. Других же резервов для наполнения городского бюджета фактически не осталось — муниципальное имущество почти все уже распродано, эпопея с приватизацией земли под ИЖС также близится к завершению, из ликвидных МУПов остались лишь «Водоканал» и «УлГЭС», долларовые миллиардеры тоже почему-то не спешат прописываться в Ульяновске… Остаются лишь новые кредиты.

Будем надеяться, что наши прогнозы не оправдаются, но если экономический спад так и не будет преодолен, то можно говорить об отсрочке негативного сценария — инерция и новые заимствования позволят лишь оттянуть неизбежный бюджетный кризис, «переложив» его на 2016-2018 годы.

Вполне вероятно, что так и случится, ведь несмотря на излишний оптимизм финансисты и счетная палата все-таки рекомендовали Государственной Думе принять новый бюджет в первом чтении. Сигнал понятен — не допустить социального напряжения и до последнего изображать, что все хорошо. Даже несмотря на прогнозы по ежегодному падению ВВП на 10%…