В минувшее воскресенье близ села Арское Засвияжского района Ульяновска состоялся заключительный этап чемпионата России по автокроссу и традиционные соревнования на «Большой приз ОАО «УАЗ».
Подобного зрительского интереса к гонке в Арском не отмечалось давно – насладиться зрелищной борьбой на трассе и поболеть за своих любимцев съехалось более десяти тысяч человек со всей России. От самого села дорога была забита автомобилями с номерами Самарской, Московской, Ленинградской областей. Разумеется, больше всего было ульяновских любителей автоспорта. Что неудивительно – в фаворитах были именно наши спортсмены, в первую очередь, представлявшие команду автозавода. В итоге они и заняли львиную долю призовых мест. Но обо всем по порядку.
В 42-й раз подряд
Ульяновский автокросс является одним из старейших соревнований в стране. Его история восходит к 1972 году, когда впервые была проведена гонка под названием «Дружба народов СССР». На старт тогда вышли предтечи современных УАЗов – овеянные славой ГАЗ-69. Благодаря тому, что подготовка трассы не требовала особых затрат, а гоняться можно было на практически серийных машинах, автокросс быстро завоевал популярность. А «Арские холмы», как назвали трассу, вскоре стали известны всей стране.
Место проведения гонки действительно уникально – крутые спуски и подъемы, скоростные равнинные участки, сложные повороты делают соревнования весьма зрелищными. При этом с вершины холма, где обычно располагаются болельщики, трасса видна как на ладони. Открывая гонку, губернатор Сергей Морозов сделал круг почета на боевом УАЗе и подчеркнул, что, несмотря на то что за прошедшие десятилетия изменились и машины, и техника езды, главным остался дух бескомпромиссной борьбы, который всегда отличал ульяновские соревнования.
Помимо первых лиц города и области, финал чемпионата по автокроссу посетили немало известных спортсменов, среди которых особенно выделялся семикратный чемпион мира по мотогонкам на льду, легенда советского спорта 70-80 годов Сергей Тарабанько. Он представлял коллегию спортивных комиссаров и следил за порядком на трассе в ходе гонки, отмечая хорошую организацию состязаний.
Помимо финала российского чемпионата, в тот день состоялись гонки на выживание, популярные в 90-е годы прошлого столетия. Изобилующая опрокидываниями и столкновениями гонка самодельных машин – багги – как следует «разогрела» публику перед главным стартом.
Война моторов
Аномально холодная погода в этом году сделала обычно грязную трассу гладкой и ровной, схожей с асфальтом. По словам председателя областной Федерации автоспорта Павла Миронова, все стала решать скорость, а значит, на первое место вышла мощность моторов. Механикам же машин, чьи силовые агрегаты не дотягивали до показателей лидеров, пришлось срочно колдовать над настройками подвесок и трансмиссий. Кое-что доделывали прямо в промежутках между заездами, с учетом замечаний пилотов.
Сразу после старта вперед вырвался московский автогонщик Петр Дрофичев. «На пятки» его зеленому автомобилю наступали непрерывно атаковавшие гонщики УАЗа – Вадим Новиков и Михаил Кутинов. Сами Вадим и Михаил считают себя не спортсменами, а водителями-испытателями, а гонки расценивают скорее как полигон для проверки надежности автомобилей. Это не мешает им успешно выступать в автокроссе по всей стране. Ожесточенная борьба продолжалась до самого финиша, в итоге вся троица так и взошла на пьедестал в том же порядке, как проехала гонку.
Судьба «Большого приза «УАЗа» решалась в двух заездах. Первый оказался неудачным для Дрофичева – из-за поломки прыть его машины значительно поубавилась, тем не менее финишировал он в числе лидеров. У заводчан появился реальный шанс на победу. Дабы подогреть страсти, организаторы соревнований выставили главный приз – новенький «УАЗ-Хантер» – на самое видное место. Хотя интриги в соревнованиях хватало и без этого.
Пока публика отплясывала под аккорды ульяновской группы «Контрабанда», механики подлатали машины, и гонщики ушли на решающий заезд. Увы, преодолеть сопротивление Петра Дрофичева так и не удалось – он стал победителем. И все же достаточно высокие результаты ульяновских пилотов таких, как Павел Звягин, Виталий Витов, говорят о том, что в ближайшем будущем «Большой приз «УАЗа» останется на родине.
Дмитрий Сильнов