Правительством Ульяновской области разработан закон «Об общественном контроле в Ульяновской области», который призван создать региональную базу для реализации федерального закона «Об основах общественного контроля». Уже сейчас можно смело говорить о том, что органам власти общественность не угрожает.
Получившийся законопроект оказался почти номинальным, лишь фиксируя положения федерального закона. Напомним, что, согласно ему, правом проведения проверок деятельности органов власти наделяются лишь разнообразные общественные палаты, советы и другие формализованные общественные институты. Просто гражданин в этом списке не значится. Фактически, речь идет о прописывании механизмов взаимодействия между массово созданными палатами и прочими советами с органами власти. Если исходить из типовых положений о подобных объединениях, функционирующих при вполне определенных министерствах, департаментах и ведомствах, на практике в большинстве случаев можно говорить о фиксации процедуры взаимодействия с «родительским» органом. Например, о том, как медицинская общественная палата может проверять работу министерства здравоохранения, а педагогическая палата — деятельность министерства образования.
При этом дополнительное прописывание полномочий выглядит формальностью — все механизмы взаимодействия подобных палат и советов с «родителями» уже зафиксированы в соответствующих положениях.
Впрочем, субъектами контроля органов власти могут (в теории) являться и другие общественные объединения, которые созданы без участия власти и, естественно, никакими положениями о взаимодействии не ограниченные.
Какие же инструменты предлагает общественникам проект регионального закона? Те же, что и федеральный, базовый список на региональном уровне не расширен: мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, обсуждение и общественные слушания. Итогом применения этих инструментов является документ, подготовленный общественниками, – протокол, заключение или акт. При этом обязательным к рассмотрению тем органом, который проверяли общественники, является только протокол по результатам общественного обсуждения или слушаний. Впрочем, в подобных видах активности орган власти обязан принимать участие. Остальные итоговые документы региональный закон предлагает лишь публиковать в открытом доступе.
Не обойтись общественникам и без внутренней бюрократии. Проектом закона перед тем как проводить общественную экспертизу или проверку предлагается избрать из числа общественников группу экспертов или инспекторов и оформить желание провести проверку или экспертизу специальной резолюцией — решением общественного органа.
Но даже если все эти документы будут оформлены, двери органов власти перед проверяющими не откроются — порядок посещения должен утверждаться самими этими органами.
Координировать всю эту деятельность должна Общественная палата региона. Несложно понять, что это может создать еще один фильтр перед общественными палатами и советами при органах власти, которые, согласно своим положениям, «завязаны» на региональную Общественную палату. Очевидно, что органы власти могут спать спокойно — структурированная общественность им угрожать никак не будет.
Для иллюстрации этого тезиса попробуем описать тот механизм, который придется пройти теоретическим общественникам для проведения общественной проверки, например, министерства всех министерств.
1. Необходимо собрать заседание общественного совета или палаты, на котором будет присутствовать то минимальное количество участников, которое предусмотрено положением о создании такого совета или палаты.
2. Поставить на голосование вопрос о необходимости проведения общественной проверки министерства всех министерств, не забыв указать на основания для этой проверки.
3. Добиться того, чтобы решение о проведении проверки было поддержано большинством общественников.
4. Составить документ — решение о проведении проверки, указав её длительность.
5. Провести отбор кандидатур на включение в возможный список общественных инспекторов, для чего общественный институт должен запросить соответствующие сведения. Очевидно, что для проверки стороннего органа власти профильных кандидатуры экспертов придется запрашивать как минимум в Общественной палате региона.
6. Отобрать начальный список инспекторов, которые будут проводить экспертизу и поставить его на голосование.
7. Добиться того, что список будет утвержден общественниками.
8. Направить решение о проведении проверки в тот орган власти, который общественники собрались проверять.
9. Дождаться того момента, когда соответствующий орган власти утвердит порядок и время посещения общественными инспекторами.
10. Провести проверку.
11. Оформить акт проверки.
12. Направить акт проверки в орган власти, который проверялся.
Что будет делать орган власти с полученным актом? Ответа на этот вопрос проект регионального закона не дает. Согласно проекту, органы власти обязаны рассматривать лишь результаты общественного обсуждения. В остальных случаях акт лишь может быть опубликован в сети «Интернет».