А конца нет, пели в советское время. В общем, завтра нашей бесконечной революции исполняется 97 лет.
1913 год в России был юбилейным – страна отмечала 300-летие Дома Романовых. Император Николай II с супругой Александрой Федоровной совершили поездку по регионам, во время которой умилялись восторгам, изливавшимся на них со стороны народа, и народной любви к самодержцу и в целом к царской фамилии. Казалось, что над империей – счастливое безоблачное небо на века и что она всесильна и всегда готова защитить всех своих братьев меньших, братьев православных, угнетаемых неверным Востоком и коварным Западом. Через год, в 1914-м, такая возможность ей представилась. Австрия обижала сербов – и Россия оказалась в состоянии войны сначала с этой самой Австрией, а потом и с Германией. Народ ликовал в патриотическом «Раздавим гадину!».
Через два с половиной года, в 1917-м, Николай II отрекся от престола в пользу младшего брата Михаила, который, в свою очередь, тоже отрекся. Самодержавие пало, Николай был сослан на Урал, где вместе с семьей расстрелян – тем же самым народом. Убит был и Михаил, как и большинство Романовых.
Власть перешла в руки революционеров, устроивших вскоре в стране массовую резню и развивших режим в совершенно бесчеловечные зверства Сталина, пожравшие в конце концов и практически всех тех, кто свергал императора, прокладывая Сталину дорогу.
К сегодняшнему дню, можно сказать, устоялся взгляд на революционную катастрофу 1917 года как на следствие ошибок Николая. Будь он, дескать, не рохлей, а настоящим главой государства, революции бы не случилось. Если бы он вовремя посадил Ленина и всю его шайку (шайка – чуть ли не официальное наименование организаторов переворота), да посадил бы не в село Шушенское Красноярского края, где Ленин проводил время в катаниях на лыжах и охоте, а в темный каземат, на смерть верную, все бы осталось, как было. И величие империи, и слава государя, и страстная любовь к нему подданных. И еще бы, кстати, вовремя подвезли в Петроград в 1917 году хлеб, отсутствие которого и послужило-де спусковым крючком беспорядков…
Такая трактовка причин революции для властей, безусловно, удобная, но более глупого объяснения событий 1917-го не найти. Ленин ведь был не первый. Приходил Стенька Разин.
Приходил Емельян Пугачев. Приходили они в пору, когда государство было куда слабее, чем в 1917-м, и Пугачев, по собственному его признанию, этим государством тряхнул так, что и костей не собрать. Но и Разин, и Пугачев были казнены, а трон не просто устоял, но даже не пошатнулся. Не было бы Ленина, был бы, вероятно, кто-то другой, и тут не важна фамилия. Просто страна уже не могла не взорваться. Руку к этому приложил и отец Николая Александр III, и премьер Столыпин, и много других, ковавших победу Владимира Ильича. Нынешние, кстати, причисляют себя к верующим и почему-то впадают в такую ересь, как этот взгляд на Ленина как на вовремя незамеченную Николаем случайность. В узко корыстных целях и от Провидения готовы уже отмахнуться.
А от него отмахнешься – хуже будет.
Сергей Поленов