На этой неделе в Ульяновске состоялось пленарное заседание II Съезда всероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы. В мероприятии приняли участие педагоги из 46 регионов России.
Важнейшим вопросом, который был рассмотрен на встрече российских учителей-словесников, стало обсуждение проекта новой концепции школьного филологического образования. Один из разработчиков этого документа – профессор Московского педагогического госуниверситета, автор федеральных учебников по литературе для старшей школы Сергей Зинин – прокомментировал ряд ключевых положений упомянутой концепции специально для нашей газеты.
– Дело в том, что в так называемых образовательных стандартах второго поколения нет того содержательного «ядра», которое позволило бы сохранить культурно-образовательное единство России. В стандартах присутствуют только общие установки как в отношении преподавания русского языка, так и литературы. Если говорить именно о литературном образовании, то нас прежде всего волнует отсутствие в госстандартах обязательного перечня тех писателей и произведений, который должен быть освоен к окончанию средней школы каждым учеником, – поясняет профессор.
Список авторов и произведений, предлагаемый в концепции, – это только основа филологического образования. Учитель-словесник может по своему усмотрению его дополнять и расширять, но не в ущерб «обязательным» писателям. Помимо этого,предлагается терминологический минимум, с которым ученики должны ознакомиться к концу 11 класса.
– Вообще, наша концепция создана по инициативе «снизу», а не по указке государства. Понятно, что новые стандарты приняты, их уже не изменишь. Однако мы уверены в том, что их нужно дополнить своеобразным общественно-профессиональным соглашением, позволяющим сохранить качество российского филологического образования, – говорит Зинин.
Особое внимание в упомянутом документе уделяется недостаточному количеству учебных часов.
– Сейчас их не хватает не то что на углубленное изучение литературы и русского языка, но даже на базовое. К примеру, мы считаем, что для полноценного освоения содержания предмета «Литература» необходимо 3 учебных часа в неделю для 5-7 классов и 4 часа – для 8-11 классов. Углубленный уровень изучения требует минимум 5 часов в неделю для старших классов, – считает московский ученый.
Особенную актуальность данная проблема приобретает в связи с возвращением выпускного сочинения в школы.
– Ведь если раньше традиционно выделялись часы на развитие речи, то сейчас времени порой не хватает даже на изучение самих произведений, – уверяет Зинин.
Еще одно требование упомянутой концепции – это неприятие идеи единого учебника по филологическим предметам.
– Универсальный учебник не сможет отразить всей сложности и многообразия литературного процесса. Фактически такой шаг будет означать возврат к типовой программе и типовому учебнику советского времени.
Иными словами, речь идет о вариативности в обучении при сохранении обязательной самостоятельности школьных предметов «Русский язык» и «Литература».
Отдельным пунктом в концепции прописано воспитание читательской культуры ученика, который должен научить не «поглощать информацию», а фактически быть «сотворцом» писателя.
Наконец, нельзя не упомянуть и о замечательной идее, лежащей в основе всей предлагаемой концепции школьного филологического образования.
По мнению ее авторов, образование не должно превращаться в сферу услуг, поскольку школа – это не сервисная организация.
– В ином случае все сведется к тому, что мы начнем выпускать «квалифицированных потребителей», имеющих свою стоимость на рынке труда. Наша задача другая – воспитать настоящую личность, человека с таким культурным «багажом», который позволит ему продолжать самообразование всю оставшуюся жизнь. Именно филологические знания – практическая грамотность, речевая, читательская и общая культура – и являются фундаментом такого образования, – делает выводы наш собеседник.
Евгений Нувитов