Началась вторая учебная четверть для школьников. А у родителей набралось немало вопросов. Чтобы разобраться в них, «Народная газета» совместно с общественной палатой Ульяновской области провела прямую линию. Тема сегодняшнего обсуждения – организация «продленок» в школах. На вопросы чита­телей отвечал заместитель председателя комиссии общественной палаты по раз­витию образования и науки, поддержке инновационной деятельности Андрей Робертович Корнилин.

Не до уроков?

– Мой ребенок приходит домой после «продленки» с невыученны­ми уроками. Учителя объясняют, что делать домашнее задание на «прод­ленке» запрещает школьное законода­тельство. Можно гулять с детьми, играть, дополнительно объяснять сложные для ребят темы уроков, но домашнее задание делать нельзя. Почему?

– Режим работы в группе продленного дня устанавливает образовательное учреж­дение на основании нормативных докумен­тов. Главным документом является СанПиН 2.4.2.2821-10 (приложение 6 «Рекоменда­ции к организации и режиму работы групп продленного дня»). На основании этого документа в режиме группы, работающей до 17.00-18.00, выделяется время для само­подготовки, которое можно использовать на выполнение домашнего задания.

– Насколько обязательно посе­щать «продленку» детям? В одной ульяновской школе, если ребенок на «продленку» не ходит, то нужно учите­лям давать письменное обоснование от родителей. Зачем это делать?

– Формирование групп продленного дня происходит на добровольной, заявительной основе. Обязательности посещения ГПД нет. Однако если ребенок ходит в группу продленного дня и не может ее посещать в определенные дни, родители обязаны писать соответствующее заявление, потому что их дети входят в численный состав группы и учителя отвечают за их жизнь.

– У нас, в школе № 38, отсут­ствует «продленка». Родители несколько раз обращались с соот­ветствующей просьбой – никакого резуль­тата. Как можно решить этот вопрос?

– Вам необходимо обратиться с письмен­ным заявлением к директору школы. Когда наберется необходимая по количеству груп­па, «продленка» в вашей школе должна быть организована.

Насущные проблемы

– Я хотела бы своего ребенка оставлять на «продленку», однако оплатить второе питание в школе не в силах. Это лишние 50-60 ру­блей в день. Такая же ситуация и с неко­торыми другими родителями. Можно ли пойти навстречу родителям и уменьшить эту плату?

– Питание школьников в образовательных организациях обеспечивает соответствую­щий оператор, который отбирается по кон­курсу.

В соответствии с заключенным контрак­том оператор организует питание учащихся в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в обще­образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Меню согласуется с управлением Феде­рального надзора в сфере защиты и благо­получия населения по Ульяновской области и руководителем образовательной орга­низации. Как правило, группа продленного дня организуется для учащихся начальных классов. В соответствии с этим учащиеся, которые не посещают ГПД, обеспечиваются обязательным одноразовым питанием.

Для учащихся, посещающих группу прод­ленного дня, организуется двухразовое питание (завтрак, обед). Если длительное пребывание, то организуется трехразовое питание (завтрак, обед, ужин). Оплата за питание осуществляется на основании дого­вора между оператором питания и законным представителем обучающегося. Поскольку договор об оказании услуг на организацию питания заключается между родителем и оператором питания, то родитель как за­казчик услуг вправе обратиться к оператору питания об изменении стоимости обеда или замене обеда полдником.

Кроме того, существуют меры социальной поддержки в виде ежедневного одноразово­го бесплатного питания в рамках реализации муниципальной программы «Забота на 2013 – 2015 гг.». Эта мера социальной поддержки предоставляется детям из малообеспечен­ных и многодетных семей. При условии, что семья предоставит в органы социальной за­щиты Ульяновской области пакет документов, подтверждающих необходимость предостав­ления бесплатного питания в школе, такая мера социальной поддержки ребенку будет предоставлена.

Учительские заботы

– Нас, учителей, волнует сле­дующее: смысл «внеурочки», если класс делят на две группы, в каждой из которых должно быть мень­ше 15 человек, и после обеда половину класса забирают на дополнительные частные занятия. Например, у меня в классе из 25 детей сегодня на внеурочной деятельности сидели четыре человека. Десять сразу после обеда отправились на частные занятия, семеро ушли петь и два человека – в соседнюю группу (Светлана, учитель начальных классов).

– Курсы внеурочной деятельности фор­мируются на основании добровольности и по заявлению родителей. Интерес детей к внеурочной деятельности будет расти в том случае, если она будет реализовываться в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований, проектной деятельности, если эти занятия будут живыми, интерес­ными для детей, а это зависит от уровня педагогического мастерства учителя. Дети, посещающие учреждения дополнительного образования, могут по желанию не ходить на курсы внеурочной деятельности в школе.

– Предложение от ульяновских учителей – в большом количестве закупить развивающие игры в школы, чтобы во время «продленки» дети могли, отдыхая, развивать свою мозго­вую деятельность. Тем самым им будет интереснее, а учителя немного вздохнут свободно.

– Вопрос обеспечения играми групп продленного дня решается на уровне каж­дой общеобразовательной организации. В настоящее время среди методических разработок есть игры с детьми, которые не требуют никаких дополнительных финансо­вых затрат. Очевидно и то, что предложение весьма интересно. Однако необходимо разобраться конкретно, какие развиваю­щие игры вы имеете в виду. Выступите с конкретным предложением. Известно, что в плане финансово-хозяйственной деятель­ности образовательной организации на каждый учебный год закладываются сред­ства на приобретение дидактических по­собий. Вы можете обратиться к директору образовательной организации с просьбой о включении в план закупки дидактических пособий.

– Несколько недель назад в Гос­думу был внесен законопроект, который лишает школы права взимать плату за группы продленного дня. Как известно, в ульяновских шко­лах «продленка» бесплатная, однако за кружки на «продленке» в гимназии все же берут деньги. Означает ли законопроект, что занятия продленного дня и в ульянов­ских гимназиях станут бесплатными?

– Все группы продленного дня в школах города действительно комплектуются на бесплатной основе, также бесплатно предо­ставляются курсы внеурочной деятельности. Школа вправе по закону «Об образовании в РФ» вводить курсы на платной основе по желанию родителей, и эти группы должны формироваться на добровольной основе. Ваше право, выбирать такие занятия или нет. Решение остается за вами.

Алена ТЮРГАШКИНА