«В Москву! В Москву!» – тосковали чеховские три сестры. В Москву – рвется нынешняя молодежь, получив образование в родных краях. В Москву – отправляются учиться, крутиться, работать. Что получается, как получается? Находят ли то, что ищут?
У 30-летнего Сергея Сабанова по ульяновским меркам весьма редкая профессия. Он менеджер в области арт-шоу-бизнеса. По мне так и шоу-бизнес-то в нашем городе существует в зачаточном состоянии. И Сергей со мной согласился. И что же нужно уметь, чтобы стать частью этого бизнеса?
Хочу на сцену!
Дорога в профессию началась в детстве. Сергей считает, что он родился с желанием выходить на сцену. Впервые ему это удалось осуществить в 1987 году. Заметьте – мальчику было три года. Занимался в танцевальном ансамбле при Дворце пионеров. Первым выходом стал моряцкий танец, правда, коллективный, а не сольный. Ощущения из памяти стерлись. Осталась запись на видеокассете, сделанная родителями. Но до сих пор Сергей помнит, что после дебюта все время говорил: «Хочу, хочу, хочу на сцену!».
А дальше пути-дороги привели в знаменитый танцевальный коллектив Ольги и Евгения Карниловых «Счастливое детство» и их театр танца «XXI век». Тут уже требования были жесткими, настоящая дисциплина, так что характер закалился. Но Сергею нравилось, он «дотанцевался» до того, что стал подумывать о том, не выбрать ли профессию хореографа. И тут в его жизни возникла еще одна творческая тропинка.
Ему было 14 лет. Знакомый Денис Верягин (с детства активно занимающийся пением, ныне актер Ульяновского театра драмы) предложил: давай попробуем петь вместе. Он же привел Сергея к замечательному педагогу Александру Васильевичу Резанову, руководителю вокальной студии «Бельканто». Тот сказал: данные есть, можно работать. И Сергей начал заниматься вокалом. Хотя и с танцами не расстался, пока не закончил школу. В это время стал лауреатом городского фестиваля поп-музыки «Шаг к звездам» и регионального конкурса «Утренняя звезда Поволжья».
Со сцены – в менеджеры
Тут и встал вопрос: а чему же отдать в жизни предпочтение? Сергей выбрал… Московский гуманитарный университет, факультет культурологии и туризма, специальность «Менеджмент в области арт-шоу-бизнеса», то есть не исполнительскую, а организаторскую деятельность. Что вполне в духе времени, творчество – занятие беспокойное, ненадежное, а тут все более приземленно и понятно. В общем, лучше быть Карабасом-Барабасом, а не Пьеро с Мальвиной. Хотя никаких Пьеро без Карабасов не бывает…
Кстати, лет тридцать назад те, кто поступал, надеялись только на свои мозги, знания, способности плюс имели бешеное желание и упорство. Сегодня, на мой взгляд, дело обстоит гораздо прозаичнее: учеба в основном стала делом платным. Сабанов поступал на платное отделение. Но ведь и туда нужно было на четверки-пятерки сдавать. Все получилось с первого раза. Представляете, сколько возможностей виделось попавшему в столичный вуз 17-летнему парню!
Год ушел на адаптацию в другом мире, в огромном городе. Будущий менеджер изучал такие предметы, как социокультурное проектирование (ну это как по науке организовать публику на разных мероприятиях), мировую культуру и, к примеру, антропологию!
И, конечно, факультативно занимался вокалом, современной популярной музыкой, которую он сам называет «качественной попсой». Стал золотым и серебряным призером чемпионата Москвы по студенческому творчеству «Фестос», лауреатом Московского межвузовского фестиваля студенческого творчества «Паруса Надежды», выступал в Международном доме музыки и даже в храме Христа Спасителя, постоянно участвовал в Днях города Москвы, ездил с университетской командой КВН в Сочи. Знакомился, наживал связи, выступал. В общем, скучать было некогда.
А Москва… «Она для меня город, который нельзя раскусить, что-то невероятное, непокоримое, – признается Сергей. – В ней есть и злость, и доброта, и равнодушие. И справиться со всем этим может человек, который движется к конкретной цели».
Уйти, чтобы вернуться?
Пять студенческих лет пролетели быстро. Сергея взяли на работу в колледж при Московском гуманитарном университете – творческим руководителем. Повезло? «Получается так, – соглашается Сабанов. – Работал с 14-16-летними детьми, это проще, чем со взрослыми. Зацепился за Москву? Да я еще от нее не отцепился… В Ульяновск вернулся, чтобы показать, посоветовать, подучить кого-то и самому развиваться дальше, попробовать чего-то нового».
Правда, в ответ он чаще слышит от людей местного культурного сообщества: мы все знаем, мы как привыкли, так и будем работать. Сегодня Сергей называет себя фрилансером. Организует праздники, тимбилдинги (игровые тренинги, моделирующие жизнь коллектива), короче, развлекает народ. И, конечно, поет. А если приглашают в летнее кафе выступить, на свадьбе попеть? «Почему бы и нет? – удивляется Сергей. – Если людям это нравится, значит, это не зазорно. Я могу показать то, что я умею, что доставляет мне удовольствие, а значит, и другим тоже».
Как-то он работал в одном продюсерском центре в Москве. Вспоминает: «Мне нужно было спеть всего одну песню. Но фишка заключалась в том, что спеть я был должен в семь часов утра, стоя под окнами. А зрители слушали на… восьмом этаже. Вот такой подарок муж сделал жене».
Стило ли ехать на покорение столицы? «Ничего из обретенного не пропало, все было не зря, – так считает Сабанов. – Да, тянет в Москву. Но иногда надо спуститься на одну ступеньку вниз, чтобы потом подняться на две – наверх. Я же еще молодой»…