В парке Победы может появиться площадка с огромной звездой из цветной брусчатки, а на улице Льва Толстого предлагают поставить скульптуру в виде автомобиля «Форд». Концепцию развития парка и благоустройство улицы Льва Толстого в границах заповедника «Родина Ленина» обсудили эксперты в области архитектуры и градостроительства.
Освободить вход
Архитектор Александр Варюхин рассказал, каким ему представляется будущее парка Победы. В общих чертах, не меняя существующего зонирования, он предлагает сделать акцент на аллее Героев, увеличить долю спортивных объектов и еще более насытить объектами площадку с военной техникой. В целом это самый незаброшенный из городских парков: в нем и деревья находятся в приличном состоянии, хотя возраст имеют солидный, и дорожек довольно много, и скамейки с урнами стоят. Но удивило архитектора, давно парк Победы не посещавшего, что полукруглая площадка у входа почему-то не является пешеходной зоной, а заставлена автомобилями. Одна из первых идей – вернуть площадке статус пешеходной и благоустроить ее. Кроме того, в окружении кафе и магазина машинных масел центральный арочный вход в парк теряется и совершенно не производит впечатления. Варюхин и сам понимает несбыточность своего предложения снести все постройки по сторонам от входа. Зато вполне осуществимо обустройство площадки на повороте к аллее Героев со звездой в центре. По мысли архитектора, завершаться аллея должна также большой круглой площадкой и, например, с эстрадой на ней, где могут проводиться самые разные мероприятия в любое время года. Он предлагает и много вариантов спортивных сооружений, в частности, скалодром. Правда, все эти объекты требуют значительных вложений. В парке также могут появиться некогда популярные зеленые лабиринты. Коллеги-архитекторы предложили также обновить деревья и клумбы, продумать возможность создания дополнительных входов в парк, особенно со стороны проспекта Нариманова и ипподрома.
Гулять по Брайлю
О том, как можно преобразить историческую часть улицы Льва Толстого, рассказала молодой архитектор Наталья Прокофьева. Проезжую часть предлагают расширить за счет газонов, причем точечно газоны использовать под экопарковки. С одной стороны дороги на проекте «нарисованы» две полосы велодорожки. Старые деревья хотят постричь, а зелени добавить посредством новых насаждений. Подчеркнуть заповедный характер территории думают установкой скульптур: у одного из зданий, построенных Августом Шодэ, почему-то предлагают разместить фигуру дворника, а у фармкол-леджа – «Форд»: здесь будто бы появлялся первый автомобиль этой марки, принадлежавший городскому голове Леониду Афанасьеву. А у музея «Архитектура эпохи модерна» отводят место для инсталляции в виде плана местности, записанного по системе Брайля, – для слепых, которые могли бы ориентироваться на местности, «изучив» ее пальцами.
Мнения по поводу этих предложений разделились – кто-то счел их отличными, другие указали на то, что пока здесь размещаются МФЦ, ФСБ и детская поликлиника, не будет нормального проезда для туристических автобусов (а здесь, как и на улице Ленина, работает большое количество музеев). Нет места и для велодорожек, которые, кстати, начинаются ниоткуда и заканчиваются ничем: их продолжение на улицах 12 Сентября и Железной дивизии даже не рассматривалось. Специалист областного Департамента по культурному наследию Наталья Садкова выразила пожелание больше внимания уделить стилизации, чтобы все элементы благоустройства – от дорожных знаков до скамеек – соответствовали некоему симбирскому стилю.
Судя по изменениям, произошедшим на улице Ленина, ждать чего-то особенного не приходится. Фасады зданий, правда, уже начали ремонтировать – часть за счет города, а собственников принудили привести в порядок внешний вид своих домов за их средства. Положат асфальт и, ве-роятно, отремонтируют тротуары – такое распоряжение дал губернатор. А за скульптуры заплатит заповедник.
10 лет спустя
Увы, мало кто понял, какую цель преследовал заказчик обоих проектов – администрация города. Прозвучало даже предположение, что под словом «концепция» подразумевалась лишь сметная документация, а архитекторы, как люди творческие, развернулись по полной. Олег Владимиров даже заявил, что ему жаль работу Варюхина, которая по большей части останется на бумаге. В ответ на эту реплику поднялся замглавы горадминистрации Валерий Блохин и рассказал о ближайших планах города на северную часть. Он подтвердил информацию о реконструкции ипподрома. Кроме того, за парком Победы уже началось строительство чувашского подворья – одного из девяти подворий в рамках проекта «Национальная деревня». На ближайшее будущее запланирована реконструкция кольца Нариманова и рас ширение проезжей части, а также ремонт площади с танком, расположенной у парка Победы.
– Концепцию, предложенную архитектором, мы будем рассматривать по максимуму, а финансировать поэтапно, – заявил Блохин.
Более реалистично рассуждающие архитекторы пришли к выводу, что даже при условии постоянного (хотя бы до 1 миллиона рублей в год) финансирования на воплощение проекта Варюхина уйдет лет десять.
Анна ШКОЛЬНАЯ