Почему в отопительный сезон общедомовые счетчики показывают резко возрастающий расход горячей воды в домах, вот в чем вопрос.

То, что она идет на нужды отопления, это понятно.

Вода в данном случае проходит через отопительную систему дома, отдает часть тепла и уходит. То есть дом потребляет тепловую энергию, возвращая воду, или, иначе говоря, теплоноситель. В этом процессе тоже хватает своих загадок, из-за которых сильно завышенной оказывается плата за отопление, о чем мы много писали в прошлый отопительный сезон и еще будем писать. Но сейчас речь о горячей воде, идущей на нужды собственно горячего водоснабжения. С ней-то что за фокусы?

Я понимаю, что жульничают, но кто именно и как?

Несколько дней назад получил платежный документ за октябрь. В нем давно уже мало что удивляет, но в этот раз удивила сумма за ОДН по горячей воде – 230 рублей. Сама по себе сумма эта, впрочем, ни о чем не говорит. Важнее то, что за этой суммой кроется. А кроется за ней, как известно, объем горячей воды, ушедшей неизвестно куда, что у нас и называется ОДН. По нашему дому в октябре это 90 кубометров. Или бассейн длиной десять метров, шириной три метра и столько же глубиной. Дом пятиэтажный, стоквартирный.

А ведь ОДН, в соответствии с нормативными документами, – это, напомню, ресурс, расходуемый на обслуживание мест общего пользования, другими словами – на мытье лестниц в подъездах.

Любопытно сравнение октябрьского объема с объемами в другие месяцы. В августе на ОДН по платежному документу приходилось шесть кубов горячей воды, в июне этот расход был в минусе и плата вообще не начислялась. Но в феврале 2014 года мы «вылили» на мытье лестниц 162 кубометра! Не буду уж иллюстрировать этот объем образом бассейна, в котором можно было бы устроить дорожки для заплыва спортсменов-олимпийцев. Легко заметить, что минимальные объемы выпадают на летние месяцы, когда подъезды-то как раз и моются, если моются, но когда отсутствует отопление. И получается, что дело в нем.

Никакой логике, даже самой извращенной, игра цифр тут не поддается. ОДН в ульяновском понимании – это разница между объемом горячей воды, поступившей в дом за месяц, и суммой объемов, которые были использованы жильцами. Коммунальщики любят винить в больших ОДН, например, квартиры без счетчиков, в которых живет людей, дескать, больше, чем прописано, вот онито и выливают эти бассейны. Тогда почему в октябре они вылили неучтенные 90 кубов, в феврале – 162, в августе только шесть, а в июне – вообще не вылили нисколько?

Они летом не моются? Другая популярная отговорка поставщиков сводится к тому, что жильцы мухлюют со своими счетчиками, намагничивают их и так далее. В связи с этим вопрос: в каком месяце – октябре, когда на ОДН по дому списали 90 кубов, или в августе с его шестью кубами счетчики были намагничены? Правильный ответ должен быть, казалось бы, – в октябре, но в этом месяце квартиры со счетчиками потребили 134 кубометра горячей воды, а в августе – 137. Практически столько же.

Не выдерживает критики и еще одна версия коммунальщиков: что жильцы не вовремя сдают показания своих квартирных приборов учета и это сбивает расчет платы за ОДН, поскольку-де показания не всех счетчиков учитываются в данном конкретном месяце. Платежные документы, упомянутые в начале заметки, такую версию не подтверждают. В феврале оприборенные квартиры израсходовали 130 кубов горячей воды, в августе 137, в сентябре – 132, в октябре, как уже говорилось, 134. Так и должно быть, потому что жизнь у людей из месяца в месяц проходит примерно одинаково и расход воды одинаковый. Хоть со счетчиками, хоть без. Но ОДН летом и зимой разнятся в десятки раз.

Куда в месяцы отопительного сезона уходят гигантские объемы горячей воды, неизвестно, но из вышесказанного, по-моему, очевидно, что жильцы никакого отношения к этой чертовщине не имеют. А я думаю, что этих объемов в реальности и нет. Есть же манипуляции с работой счетчиков, запускаемые с началом отопсезона. Большинство жилого фонда в городе запитано по так называемой открытой схеме теплоснабжения, когда горячая вода и на нужды отопления, и на нужды горячего водоснабжения поступает в дома по одной трубе. Вот на этом этапе и происходит, вероятно, фальсификация показаний приборов учета. В отопительную систему теплоноситель подается под давлением, которое и сбивает счетчики. Чем холоднее на улице, тем выше температура теплоносителя и давление его подачи и тем большие объемы воды списываются на ОДН, то есть тем выше показания общедомовых приборов учета.

Это липовые показания. ОДН я оплачивать не стал. В управляющей компании (УК), выставляющей жильцам счета, по всей вероятности, тоже не понимают, куда уходит горячая вода, но задача УК это выяснить. По договору управления домом компания в интересах собственников контролирует показания приборов учета и их правильность. Пусть экспертов привлекут, специалистов, в Центр стандартизации обратятся. Если же кто-то из читателей в подробностях знает суть этого жульничества и откликнется, будем благодарны. Обещаем мнение опубликовать и, если потребуется, не называя его автора.

Юрий Кашинский