В комитетах Законодательного Собрания Ульяновской области продолжается работа над проектом расходной части областного бюджета на 2015 год. Идет подготовка ко второму чтению закона. Министерства защищают бюджеты по своим отраслям. В ходе заседаний у депутатов возникает много вопросов по намечаемому расходованию средств. Тщательный, порой даже придирчивый подход со стороны депутатского корпуса объясняется сложной экономической ситуацией, складывающейся в стране: затраты каждого рубля должны быть основательно обоснованны, предусмотрены резервы на случай развития пессимистического сценария. Распоряжение областной казной требуется оценивать стратегически. На этой неделе проекты бюджетов по отраслям «здравоохранение», «культура», «физкультура и спорт» были отправлены комитетами ЗС на доработку.
Давайте по справедливости
Будущие расходы областного министерства искусства и культурной политики рассматривались на заседании бюджетного комитета, с участием представителей непарламентских партий и экспертов. Министр Татьяна Ившина сообщила, что в целом ассигнования определены в размере 697,3 млн рублей с ростом к уровню текущего года на 18 процентов. В 2015 году будет продолжено финансирование государственного задания на оказание услуг областными театрами, библиотеками, музеями и концертными организациями, строительство центров культурного развития, создание модельных библиотек, реконструкцию и ремонт зданий культурного назначения. На укрепление материально-технической базы учреждений культуры закладывается 39,6 млн рублей, на проведение различных мероприятий в рамках Года литературы в РФ – около 7 млн рублей, на государственные, национальные фестивали – 11,8 млн рублей. Также предусмотрено 33 млн рублей на празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне: для проведения торжественного собрания, концертов и постановок на военную тематику, уличных мероприятий.
На заседании комитета у депутатов возникли вопросы по увеличению некоторых расходов на культуру, планируемых в следующем году. Например, почему при сокращении численности центрального аппарата министерства затраты на него растут на 15 процентов и готовы достичь 26 млн рублей? Или почему на 20 млн рублей повышаются в 2015 году расходы на содержание ДК «Губернаторский» с пятью филиалами? Но основной упрек министерству культуры был в келейности разработки бюджета – без активного взаимодействия с депутатами ЗС, без особого учета наказов избирателей. В сельской местности, например, в 2015 году намечено отремонтировать два десятка учреждений культуры. Выбирали их в соответствии с «точками роста» населенных пунктов, предоставленными министерством сельского хозяйства.
– Это не очень справедливо, – отметила заместитель председателя ЗС, глава бюджетного комитета Алсу Балакишиева. – Все-таки в поддержке сельских Домов культуры нужно отталкиваться в первую очередь не от развития аграрной отрасли, а от того, сколько людей посещают эти клубы, какие творческие коллективы там занимаются, чего достигли, как сохраняются традиции. Село у нас вообще обделено в плане культуры, средств не хватает, поэтому распределять их следует эффективно. А вы подошли к вопросу не по-государственному. Мы взвесим по актуальности и важности каждое мероприятие, запланированное министерством культуры. Предлагаю проект бюджета по разделу «культура» еще раз рассмотреть на профильном комитете ЗС.
Татьяна Ившина ответила, что министерство готово прислушаться к мнению депутатов.
А вот структуру расходов бюджета по направлению «физкультура и спорт» на заседании бюджетного комитета признали удачной. Однако слабые места были найдены и у областного министерства спорта.
– Ваш бюджет сформирован качественно, все расходы учтены, – сказала Алсу Балакишиева, обращаясь к министру спорта Сергею Кузьмину,- Очень много мероприятий – это прекрасно. Но их нужно грамотно представить, обосновать. Почему, например, учреждениям на внешкольную спортивную работу с детьми требуется 148 млн рублей – большие деньги. Или почему закладывается 13 млн рублей на содержание легко-атлетического манежа в «Спартаке», когда эксперты говорят, что это много. Возможно, суммы справедливы, однако вы должны документами убедить депутатов в соразмерности затрат. Сейчас в Ульяновской области идет настоящий бум развития физкультуры, если взять последние 30 лет: массово строятся спортсооружения, регион
готовится принять чемпионат мира по хоккею с мячом. Значит, тем более нельзя бросать деньги направо и налево: нужно все просчитывать.
В целом расходы Ульяновской области на физкультуру и спорт запланированы в следующем году в размере 504,3 млн рублей. 69,3 млн из них планируется потратить на строительство и реконструкцию физкультурно-оздоровительных комплексов, а 188 млн рублей на эти цели еще предстоит изыскать.
0 приоритетах и перспективах
20 миллиардов рублей – столько бюджетных денег в совокупности со средствами ТФОМС намечено потратить в 2015 году на здравоохранение в Ульяновской области. На заседании социального комитета, состоявшемся 11 ноября, депутаты так до конца и не поняли, какие приоритетные, стратегические задачи намерен решать в будущем году областной Минздрав за счет этих расходов. Руководители региональной медицины вели речь о частных, не самых затратных, проблемах и никак не могли четко сформулировать перспективы своей отрасли. Заместитель председателя ЗС, глава социального комитета Игорь Тихонов заранее опасался, что будет именно так:
– Мы уже рассматривали в составе бюджетного комитета проектировку расходов на здравоохранение и социальную поддержку. И задали тогда более 40 вопросов. Но не услышали приоритетов, перспектив развития медицинской отрасли. Поэтому не смогли оценить, насколько приоритетные направления обеспечены бюджетными средствами в наступающем году. Сегодня у нас опять получается не совсем конструктивный разговор. Нет ответа на главный вопрос: как Минздрав собирается потратить 20 млрд рублей, чтобы население региона стало здоровее? Пока отрасль не видит собственных перспектив и стратегических задач, не может защитить свой бюджет. Сегодня мы имеем по здравоохранению не бюджет развития, а бюджет функционирования – и то не очень внятного. Где ответы на злободневные вопросы? Если младенческая смертность в регионе растет, что будет предпринято? Что предполагается сделать для доступности первичной медицинской помощи на селе? Как решается проблема лечения сердечно-сосудистых заболеваний, от которых страдают очень многие ульяновцы? Сколько нам не хватает на все это средств и где их найти? Надо определить политику здравоохранения региона, чтобы получился результат – вот главное. Требуется четко знать, что будет развиваться, а что – стабильно функционировать. Пока депутаты не поймут позицию Минздрава по стратегии, по управляемости отраслью, не увидят уровня обеспеченности средствами приоритетных на-правлений, наш комитет положительного заключения по бюджету не даст. Другой момент: есть народные инициативы и наказы избирателей. Большинство наказов касается социальной сферы. Они тоже должны найти максимально полное отражение в областном бюджете. Так что предстоит долгая и кропотливая работа.
Еще один важный факт: сегодня расходы по заработной плате и социальным выплатам практически во всех отраслях сформированы с двух-трехмесячным дефицитом. Депутаты обратили особое внимание разработчиков на необходимость изыскать ресурсы, чтобы и в кризисный период выполнить бюджетные обязательства и указы президента.
Виктор ГОНЧАРОВ, при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области

в газете на правах рекламы