Обеспечить все квартиры индивидуальными приборами учета (ИПУ) воды, газа, электричества, чтобы владельцы жилья оплачивали реально потребленные объемы ресурсов – одна из главных идей жилищно-коммунальной реформы в России. Но одно дело продекларировать задачу и совсем другое – добиться ее выполнения. Установка различных счетчиков была возложена на плечи собственников: в итоге сегодня многие квартиры в многоквартирных жилых домах (МКД) по-прежнему остаются неоприборенными. С 2015 года государство собирается стимулировать установку ИПУ рублем, введя для потребителей, не имеющих счетчиков, постоянно растущую плату за коммунальные ресурсы. О том, насколько Ульяновская область готова к такому развитию событий, шел разговор на совещании в комитете Законодательного Собрания по жилищной политике, ЖКХ и энергетике. Оказалось, что подводных камней на пути реформы предостаточно: финансовое бремя от нововведения может оказаться серьезной нагрузкой не только для собственников жилья, но и для бюджетов всех уровней.
Правительство РФ наметило дополнительные меры, чтобы ускорить установку счетчиков в МКД. Согласно проекту постановления, с 1 января 2015 года для потребителей в многоквартирном доме, жилые или нежилые помещения которых не оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов, при наличии технической возможности установки таких приборов, размер платы планируется определять с учетом повышающих коэффициентов. С 1 января по 31 марта 2015 года повышающий коэффициент для неоприборенных помещений составит 1,3 (то есть плата по сравнению с нормативной вырастет на 30 процентов), с 1 апреля по 30 июня -1,6, с 1 июля по 30 сентября -1,9, с 1 октября по 31 декабря – 2,1.
– Нам надо просчитать возможные риски от введения повышающих коэффициентов и подумать, как защитить определенные группы потребителей, – заявил, открывая совещание, председатель комитета по жилищной политике Геннадий Антонцев. – Речь в первую очередь идет о малоимущих гражданах, для которых затратно и установить приборы, и платить повышенную плату по нормативам. Во-вторых, не должны пострадать наниматели, проживающие в муниципальных квартирах: ведь закон возлагает установку ИПУ на собственников, а собственником жилья в данном случае является муниципалитет. Еще одна
сложность: введение повышающего коэффициента вряд ли сможет актив- но стимулировать установку газовых счетчиков, средняя стоимость которой вместе с ценой прибора достигает 7-8 тысяч рублей.
Острая дискуссия разгорелась вокруг нанимателей муниципального жилья. Таких квартир, например в Ульяновске, сегодня, поданным РИЦ, насчитывается около 20 тысяч. Счетчиками по холодному и горячему водоснабжению оснащена из них примерно четвертая часть, по газу – еще меньше. Вводить повышающие коэффициенты за «коммуналку» для таких потребителей нелогично – они не являются собственниками жилья. Устанавливать ИПУ в этих квартирах должен город. Но если с 1 января 2015 года правительство РФ введет свои стимулирующие меры, то где прописан механизм, как получить доступ в занимаемую жильцами муниципальную квартиру, чтобы установить приборы, если наниматели против? А главное – на какие средства оприборивать муниципальное жилье?
– По всему Ульяновску на эти работы требуется сегодня около 110 миллионов рублей, – проинформировал заместитель главы городской администрации Александр Черепан. – А заложено в горбюджете 2015 года пока только 2 миллиона. Вот масштаб бедствия. Все завязано на доходной части бюджета, которую требуется сначала наполнить.
Владимир Земсков, представляющий городской совет собственников жилья, считает, что это – плохой при-мер исполнения закона: денег на оприборивание в бюджет почти не закладывают, а с населения требуют строго.
Некоторые члены экспертного совета при комитете выход при оприборивании муниципального жилья видят в увеличении платы с граждан за наем. Сейчас плата за наем муниципального жилья в Ульяновске в сотни раз ниже коммерческой платы за аренду квартир. Если установить нормальную плату за наем – не копеечную, но и не запредельную, например, 4 рубля с квадратного метра, – то за несколько месяцев, по мнению членов экспертного совета, можно собрать с каждой квартиры деньги в горбюджет для установки водяных счетчиков в неприватизированном жилье.
Однако эта проблема оказалась не самой существенной на фоне другой, которую обозначил представитель департамента социальной защиты Александр Адонин:
– Сегодня очень многие жители Ульяновской области получают различные компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг: на эти цели из консолидированного регионального бюджета тратится более трех миллиардов рублей. Здесь и выплаты льготникам, и субсидии семьям, чьи коммунальные платежи превышают 20 процентов от совокупного дохода. Если с января будут установлены повышающие коэффициенты для квартир без счетчиков, то поток претендентов на субсидии увеличится. А льготникам, не имеющим в своих квартирах ИПУ, выплаты придется поднимать. Ведь они получают компенсации от фактически начисленных сумм за потребленные ЖК-услуги – независимо, произведены расчеты с коэффициентом или без. Добавьте сюда взносы на капремонт общего имущества МКД, которые скоро начнут взимать с собственников жилья. Это тоже придется учитывать при начислении компенсаций. Трудно понять, откуда облбюджету брать средства на увеличение выплат. Мы к этому просто не готовы.
Адонин также отметил, что само оприборивание не относится к ЖК-услугам и на него компенсации не распространяются. Поэтому малоимущие, покупая и устанавливая у себя ИПУ, вправе рассчитывать лишь на адресную помощь от государства. А она в проекте облбюджета-2015 запланирована примерно в том же объеме, что и в 2014 году. Найти в данной статье расходов средства на оприборивание квартир малоимущих затруднительно.
Последнюю проблему на совещании подняли руководители ТОК: 100-процентная установка счетчиков в квартирах все равно не решает до конца вопрос по платежам за потребленные ресурсы. На практике замечено, что сразу после массовой установки в доме ИПУ доля индивидуальных платежей за ресурсы растет, но потом она постепенно идет на убыль в массе общедомового потребления. В ТСЖ объясняют это банальным воровством жильцов, воздействующих на свои счетчики приспособлениями, которые сегодня легко купить на рынках. Что делать с оплатой разницы в показаниях между коллективным и индивидуальными приборами учета – непонятно.
Подводя черту под обсуждением, Геннадий Антонцев сказал:
– Думаю, выражу общее мнение: вводить повышающие коэффициенты для стимулирования установки ИПУ надо, но прежде необходимо снять риски, которые мы сегодня четко определили. Для решения проблем потребуется какое-то время, поэтому запускать действие коэффициентов с 1 января 2015 года было бы преждевременно. Письмо с таким предложением мы направим в Москву.
Виктор ГОНЧАРОВ, при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области
в газете на правах рекламы