Андрей МУТАФЯН, генеральный директор ЗАО “Страховая компания “Ульяновск-Аско”.
– Андрей Сергеевич, как вы стали студентом Ульяновского госуниверситета и почему выбрали именно “мехмат”?
– Мой отец заканчивал радиотехнический факультет политехнического института и работал по специальности. Я планировал пойти по его стопам, даже готовился к поступлению по методическим пособиям “политеха”. Но где-то в апреле от одноклассника узнал об открытии филиала МГУ, меня это заинтересовало. Так как к тому времени я достаточно много занимался компьютерной техникой, летом даже подрабатывал в Ульяновском центре микроэлектроники, то решил попробовать поступить на механико-математический факультет. Мне это удалось, о чем ни разу не пожалел.
Мне, в принципе, не свойственно состояние удовлетворенности, всегда есть место сомнению и критическому взгляду. Но если говорить в целом, о выборе профессии не жалею. А на то, как складывалась моя карьера, грех жаловаться.
– Успехи в учебе, карьера были целью, или вам все легко давалось?
– Учитывая мой шок на первом курсе от разницы в требованиях между школой и университетом, о красном дипломе я и не мечтал. Задача была окончить обучение с хорошим средним показателем, что в итоге и удалось.
– Чем запомнились студенческие годы, кроме лекций и сессий?
– Одно из самых ярких впечатлений первых месяцев учебы – это обращение преподавателей к нам на “вы”. После школы это было разительным контрастом. Плюс однокурсники – при всех своих различиях тогда на “мехмате” собрались ребята одной серии, если можно так сказать. Мы понимали и до сих пор понимаем друг друга если уж не с полуслова, то с минимального количества слов и фраз.
Человек всегда стремился подчеркнуть свою принадлежность к некоей касте избранных, даже если это вуз, профессия, род войск для служивых, уровень дохода и т.п. Я думаю, что “мехмат” любого вуза ощущает себя как-то особенно. А уж когда на выпускном нам дали головные уборы с кистями золотого цвета, мы и сами были готовы поверить в свою исключительность.
По прошествии стольких лет еще остались преподаватели, которые меня помнят. Это приятно, хотя, видимо, сильно я их тогда “доставал”.
– Что дал вам университет, помимо знаний?
– Жену и друзей. Это, на мой взгляд, даже важнее диплома. Со многими сокурсниками дружим, даже семьями (у нас несколько “мехматовских” семей).
– Есть такое мнение, что образование – это чистая теория, что оно ничего не дает. Как вы считаете, насколько взаимосвязаны карьера и образование? Что важнее – знания, диплом, умение “устраиваться” в жизни, везение или что-то еще?
– Сейчас модно кичиться тем, что многие успешные люди не имеют высшего образования. Но если исходить из общего количества людей, достигших успеха, то системное образование имеют большинство из них. Даже опуская тот факт, что в некоторых отраслях просто невозможно существовать без специального образования, считаю, что правильно проведенные годы учебы закладывают крепкий фундамент в здание будущего успеха. Не столько знания, и тем более диплом, а именно полученные навыки работы с информацией, умение ее анализировать, отсекать лишнее и выделять суть – вот главное, что я получил за пять лет обучения.
– Что для вас понятие “успешный человек”? Считаете ли себя таковым?
– Никогда не примерял на себя определение “успешный”. До картинки, которую рисуют нам масс-медиа, я, конечно, не дотягиваю. Но меня это и не волнует.
…Нынешние абитуриенты – ровесники нашим детям. Тут уж больше влияют рассуждения родителя, чем бывшего студента. Но одно все же выделю – важно иметь цель или мечту. И идти к ней, пусть даже очень маленькими шажками. А еще – быть готовым ответить за каждый свой шаг.