Не так давно жители Ульяновска, чьи дома обслуживает одна из крупных управляющих компаний, обнаружили в своих платежных документах новую строчку – «Услуга добровольного страхования квартиры». Хотя никакой доброй воли и малейшего желания страховать свои квартиры, да еще через УК, у людей не было. С просьбой о помощи для защиты своих прав жители обратились в Контакт-центр при Главе города Ульяновска.
Оплачивая услугу «Добровольное страхование квартиры», плательщик автоматически дает согласие на заключение договора страхования имущества и гражданской ответственности, а также становится участником программы страхования жилищного имущества. Многие горожане задают вполне уместный вопрос: «А законно ли управляющие компании включают в платежный документ плату по строке «Добровольное страхование»?
Изучив представленные бумаги – платежный документ и приложенный к нему полис «Квартирный вопрос», а также сложившуюся судебную практику, специалисты Контакт-центра пришли к следующему выводу: включение в платежный документ строки «Услуга добровольного страхования квартиры» и суммы страховых взносов нарушают нормы законодательства о защите прав потребителей и антимонопольного законодательства.
Специалисты Контакт-центра помогли обратившимся жителям в составлении письменных обращений в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области и в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области с просьбой провести проверку действий управляющей компании по включению в платежный документ строки для оплаты «Услуга добровольного страхования квартиры».
В ходе проведенной проверки специалистами Роспотребнадзора было установлено, что включение управляющей компанией в платежные документы строки для оплаты «Услуга добровольного страхования квартиры» без утверждения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома является необоснованным и нарушающим право потребителей на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах.
В совокупности УК нарушила сразу несколько законов. Компанией было допущено нарушение требований Закона РФ «О защите прав потребителей», норм Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Таким образом, управляющая компания была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.8 КоАП РФ (нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы). За это УК было назначено административное наказание в виде штрафа. Однако компания отказалась его выплачивать и продолжала настаивать на своей правоте. При этом специалисты компании настолько были уверены в себе, что обратились в суд.
Вместе с тем УФАС также усмотрело признаки нарушения страховой компанией Федерального закона РФ «О защите конкуренции». Проще говоря, страховщики попытались ввести в заблуждение, то есть обмануть жителей относительно характера, места, способа осуществления страхования имущества и гражданской ответственности физических лиц, а также информации о страховщике и предлагаемом страховом продукте.
В настоящее время рассмотрение этого резонансного дела продолжается, поэтому мы намеренно не называем конкретных адресов и названий фирм. Однако уполномоченные государственные органы уже сделали свои выводы относительно изложенной ситуации и защитили потребителей жилищно-коммунальных услуг. Надеемся, что и суд также поддержит эту позицию. Обо всех дальнейших результатах рассмотрения дела мы постараемся проинформировать наших читателей.
– Мы надеемся, что случаи, подобные вышеописанному, больше не повторятся, и управляющие организации, страховые компании будут действовать строго в рамках закона. Это в конечном итоге принесет пользу всем, – говорит директор Контакт-центра Денис СЕДОВ.
Следует отметить, что само по себе страхование квартиры является достаточно актуальной услугой, и мы в нашей статье ни в коем случае не выступаем за обратное. Ведь никто из нас не застрахован от пожаров, проливов и других неприятностей, причиняющих ущерб нашему имуществу и имуществу наших соседей. Но тем не менее эту услугу надо предлагать потребителям надлежащим способом, донося полную информацию о ней.
Илья Антонов