Ульяновский авиапром должен успешно использовать новые вызовы.
Выступая вчера на заседании Наблюдательного совета Консорциума «Ульяновск-авиа», губернатор Сергей Морозов в качестве глобальных приоритетных задач назвал борьбу за размещение на «Авиастаре» производства Ил-114 и российско-китайского широкофюзеляжного самолета.
Открывая заседание Наблюдательного совета Консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа», глава региона отметил, что с момента предыдущего заседания кардинальным образом изменились экономическая и геополитическая обстановка, вследствие чего заметно усложнились условия работы, особенно в сфере авиации и авиастроения. Вместе с тем эти изменения подтвердили правильность взятого несколько лет назад курса на возрождение отечественного авиапрома, а новые вызовы при правильных действиях несут и новые возможности. Так, активизированный процесс импортозамещания может помочь региону не только в авиационной сфере, но, к примеру, и в создании кластера микроэлектроники, для которого в Ульяновске есть и отличные IT-разработки, и предприятия приборостроения.

Главные задачи
Возвращаясь к авиапрому, Сергей Морозов рассказал, что правительство региона уже обратилось в Минэкономразвития РФ с предложениями по размещению в Ульяновске ряда предприятий импортозамещения. «Как минимум от двух госкорпораций — ОАК и «Ростех» — мы ожидаем положительных резолюций», — добавил губернатор.

То, что область реально может претендовать на повышенное внимание федерального центра в этой сфере, подтверждает «свежая» победа кластера «Ульяновск-авиа» (одного из 25 «пилотных» инновационных кластеров страны) в конкурсе Минэкономразвития, результатом которой станет транш в 16 миллионов рублей. Эти деньги будут, в первую очередь, направлены на подготовку и привлечение кадров — создание технологического центра «Российский инжиниринг», проект «Авиакузня», проведение Международного авиатранспортного форума.

Вносит свой вклад в развитие авиапрома и региональное правительство. Несмотря на сложную экономическую ситуацию (губернатор не стал скрывать, она, скорее всего, в ближайшее время будет только ухудшаться), принято решение о продлении налоговых льгот для «Авиастар-СП» до 2021 года. Власти рассчитывают (а за девять лет льготирования предприятия бюджет потерял несколько миллиардов рублей), что высвобожденные средства пойдут на строительство жилья для сотрудников и модернизацию производства.

Но главным в развитии авиазавода должны стать новые компетенции и сборка новых самолетов.

«Авиастар» обязательно должен принять участие в производстве Ил-114, — заявил губернатор. — Президент Владимир Путин принципиально подтвердил задачу создания отечественного межрегионального самолета. Разумеется, речь не идет об «утиле», каковым, к примеру, является проект «Рысачок». И Ил-114 видится в этом разрезе приоритетным. Сейчас рассматриваются разные площадки для его производства, в том числе Самара, Нижний Новгород и Ульяновск. Мы должны стать как минимум базовым поставщиком компонентов. Но стоит учесть, что бы там не говорили наши соперники, «Авиастар» справится и с этой задачей, в дополнение к уже существующим проектам. Наш авиакластер — отличная база для производства нового самолета. Мы должны доказать и убедительно донести до федерального центра, что в Ульяновской области есть соответствующие опыт и компетенции. Именно мы должны стать базой для производства Ил-114. И гарантией того, что авиакластер Ульяновской области — лучший выбор для этого, является успешная реализация значительно более крупного проекта «Изделие 476» на «Авиастаре». (Кстати, сегодня заказчику будет передан первый серийный ИЛ-76МД-90А, подробности читайте в нашей газете 25 ноября. — Авт.).

Обязан, по мнению Сергея Морозова, кластер принять участие и в российско-китайском проекте создания широкофюзеляжного самолета. Подробности одного из крупнейших проектов мирового самолетостроения уже обсуждены на высшем уровне, первый полет должен состояться в 2022 году, а выход на рынок нового ВС — в 2025-м. По целому ряду показателей новый самолет должен превосходить существующие аналоги — Boeing 787 и Airbus A-350. Как минимум крыло для совместного ВС должно производиться на «АэроКомпозит-Ульяновск», что позволит привлечь не менее пяти миллиардов рублей инвестиций. Губернатор уже продвигал идею ульяновского участия в проекте на федеральном уровне, обязательно поднимет ее и во время своего скорого визита в КНР.

«Впрочем, — заметил Сергей Морозов, — все эти задачи, в первую очередь, требуют решения кадрового вопроса. Недаром у меня есть заместитель по развитию человеческого потенциала (Светлана Опенышева. — Авт.). Только через повышение качества этого потенциала мы повысим производительность труда и конкурентоспособность».

«Ульяновск-авиа»-2014 в цифрах и фактах
О реализациях проектов авиакластера в текущем году и перспективах на год будущий на заседании рассказал первый вице-премьер, курирующий в том числе и авиационную отрасль, Вильдан Зиннуров.
«В кластер входит 64 члена, — заметил он, — поэтому я остановлюсь только на ключевых предприятиях».

В полном объеме и по всей номенклатуре выполнил госзаказ «Авиастар-СП». Год завод завершит с ростом объемов производства не менее 60 процентов.

«Спектр-Авиа» окрасил 43 воздушных судна и до конца года добавит к ним еще 3 — 5 ВС. Впервые, со времен СССР, самолеты Минобороны РФ покрывались лакокрасочными изделиями отечественного производства. Недалек день, когда это же произойдет с гражданскими ВС. В перспективе — появление ульяновского продукта на этом рынке.

УКБП по итогам года покажет рост не менее 10 — 15 процентов, продукции отгружено на 4,1 миллиарда рублей (план на 2015-й год — 4,715 миллиарда).

«Утес» закончит год с аналогичными показателями, а за два года рост объемов производства на предприятии составит более 50 процентов.

Заканчивает монтаж оборудования и его техническую наладку «АэроКомпозит-Ульяновск». В начале следующего года будет выпущено первое «боевое» крыло для МС-21.

Портовая особая экономическая зона расторговывает работ почти на миллиард рублей по строительству инфраструктуры. В конце 2015 года будет сдана первая очередь.

«Ульяновск-Восточный» увеличил пассажиропоток на 48 процентов, осуществляя рейсы (пока чартерные) в Симферополь, Турцию, Грецию, Египет. В следующем году должны открыться рейсы в Болгарию и в Таиланд.

«Ульяновск-Центральный» открыл рейсы в Симферополь, Екатеринбург, Нижний Новгород, Саратов, Уфу, Пермь. (Пассажиропоток возрос на восемь процентов.) Завершен ремонт аэровокзала, на очереди — взлетно-посадочная полоса (цена вопроса 1,6 миллиарда, деньги выделены). Получены все необходимые документы по присвоению статуса «международного», проектируется терминал. В планах-2015 — рейсы в Германию, Китай и Прагу.

Несмотря на падение объемов работ, занимая 52 процента рынка, продолжает оставаться мировым лидером перевозки тяжелых и уникальных грузов «Волга-Днепр». Только олимпийских грузов в Сочи перевезено 1800 тонн.

Филиал ВИАМ выполнил работ на 150 миллионов рублей.

Филиал ОКБ «Туполев» вел проектно-конструкторские работы по четырем направлениям, завершатся они в следующем году.

Говоря о 2015 годе, Вильдан Зиннуров озвучил целевые показатели работы кластера. Это рост производства на 61 процент (денежный эквивалент — 30 миллиардов рублей), увеличение выплаты налогов в областной бюджет на шесть процентов (500 миллионов) и создание двух тысяч новых рабочих мест. «Это будет достойная благодарность региону за долготерпение и поддержку авиационной отрасли в трудные времена», — закончил вице-премьер.

Напомним, что по расчетам специалистов, авиапром может давать до 30 процентов валового регионального продукта. Пять лет назад эта цифра равнялась шести процентам, сегодня — 12-ти.

Мнение эксперта
Исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отметил, что, несмотря на финансовые сложности, расходы на авиапром госбюджет сокращать будет вряд ли. Проект МС-21, развивающийся практически по графику (ульяновский кооперант — «Аэрокомпозит»), и вертолет Ми-171А2 (УКБП), несомненно, внесут свою лепту в наполнение областного бюджета, не говоря уже об Ил-476.

Оценил эксперт и перспективы области в разрезе импортозамещения — к декабрю определится, какие работы и в каких регионах будут финансироваться из федерального бюджета, и хотя сумма трансфертов пока не разглашается, можно с уверенностью сказать, что это будет не кредитное финансирование.

В качестве рекомендаций ульяновскому авиакластеру Олег Пантелеев посоветовал расширения межзаводской кооперации (станочный парк не везде загружен на сто процентов, в то время как кто-то не справляется с заказами); развития международных связей (необязательно надеяться только на Китай, который стремится к самодостаточности в авиапроме, есть Южная Америка, Вьетнам, Таиланд, Малайзия, страны Персидского залива); повышения престижа авиационных профессий (в условиях импортозамещения авиапром может не дать сразу больших денег, зато даст уверенность в завтрашнем дне); ускорения реализации проектов по техническому обслуживанию и ремонту ВС в ПОЭЗ (импортные ВС на 50 процентов «состоят» из закупочной цены, остальное — ТОиР).

Кроме того…
Также в ходе заседания наблюдательного совета губернатор вручил дипломы за участие в организации и проведении III Международного авиатранспортного форума и за участие в выставке «Инновации в авиации», прошедшей в его рамках.

Между АНО «Центр кластерного развития Ульяновской области», представляющей юридические интересы Консорциума «Научно-образовательный производственный кластер «Ульяновск-Авиа», и НП «Зареченский приборостроительный кластер» было подписано соглашение о сотрудничестве. (Подписи под документом поставили ульяновский генеральный директор Елена Бараненкова и исполнительный директор зареченцев Алексей Батраков.)

В состав Консорциума приняты Центр молодежного инновационного творчества «Воплощение», ООО «Авиа-Арт», ООО ЮГ (Ульяновское макетно-конструкторское бюро), Ульяновский филиал ООО «Авиакомплектация» и Ульяновский филиал НПФ «СтальФонд». Число членов кластера достигло 69. По зарубежному опыту максимально успешны кластеры, объединяющие 100 — 110 предприятий и организаций.
Георгий Кузнецов