Первый Ил-76МД-90А передан заказчику. Первый серийный самолет Ил-76МД-90А (заводской номер 0103) производства Ульяновского авиационного завода передан Таганрогскому авиационному научно-техническому комплексу имени Г.М. Бериева.

Воздушное судно, носящее имя «Ульяновск», завершило программу летных испытаний и в пятницу, 21 ноября, в торжественной обстановке передано заказчику. В Таганроге на его базе создадут специальный авиационный комплекс: на основе ВС будет построен прототип перспективного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер».
В торжественной церемонии подписания актов приема-передачи приняли участие губернатор Сергей Морозов, генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Сергеев, генеральный директор ОАО «ОАК-ТС» Ольга Федонюк, генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев и генеральный директор Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева Игорь Гаривадский.

Поздравляя коллектив «Авиастара», Сергей Морозов отметил: «Считаю, что именно в Ульяновской области формируется новое лицо и будущее российского воздушного флота, и, развивая одну из важнейших стратегических отраслей – авиастроение, наш регион формирует важнейшую экономическую перспективу не только для Поволжья, но и для всей России. А этот замечательный самолет будет прославлять Ульяновскую область и город Ульяновск – авиационную столицу России – в небе земного шара».
Напомним, ВС передано ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» в рамках контракта, подписанного в ходе III Международного авиатранспортного форума в Ульяновске. В настоящее время «Авиастар» выполняет еще один контракт – госзаказ по поставке 38 транспортников Ил-76МД-90А Минобороны РФ.

Высоко оценив работу, проделанную коллективом «Авиастара», Сергей Сергеев рассказал, что в ближайшие годы предприятие станет местом сборки еще двух-трех типов самолетов. Так, к 2016 году конструкторское бюро начнет разработку линейки тяжелых транспортников «Ермак». Это будут широкофюзеляжные машины, сверхтяжелые самолеты грузоподъемностью 80 и более тонн. В планах КБ – два, возможно, и три воздушных судна с высокой степенью унификации по планеру, оборудованию, десантно-транспортным системам. Проект прорабатывается, ориентировочный выход на серийное производство – к 2023 – 2024 годам. «Ермак» планируется на замену, в первую очередь, Ан-22, а также Ан-124.

Не исключено, что и финальная сборка Ил-112 будет доверена ульяновскому заводу, как и работы по совместному российско-индийскому проекту.

Кроме того, генеральный директор ОАО «Ил» объявил о намерении серьезно укрепить ульяновский филиал корпорации. «Мы хотим, чтобы это была «боевая единица», которая занималась бы не только рабочим проектированием авиатехники, но и запуском ее в производство», – сказал Сергей Сергеев. Более того, он не стал отрицать возможность размещения в нашем городе создаваемой сейчас на базе нескольких КБ и «ОАК-ТС» серьезной структуры, которая будет заниматься созданием и сбытом авиатехники. Что же касается программы «Ил-476», было отмечено, что ОАО «Ил» будет активно продвигать воздушное судно для коммерческих структур: «У нас все получится, сборка на «Авиастаре» 18 самолетов в год – это реальность, и Ил-76МД-90А будет оценен историей».
Принимая символический ключ из рук Ольги Федонюк (вместе с актом приемки-передачи, в свою очередь она получила его от Сергея Дементьева), Игорь Гаривадский заверил, что «новый самолет полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к подобным лайнерам. Ил-76МД-90А – это новое слово в авиационной промышленности. За несколько лет проделана огромная работа. Мы прошли путь выпуска документации, подготовки производства, переоснащения. Для нас это революция, да и в мире это революция.
По техническому уровню он действительно на высоте».

Солидарен с директором был и Сергей Морозов: «Именно авиастроение – показатель промышленной мощи государства. Увы, на отечественной отрасли до сих пор лежит серьезный отпечаток «лихих» 90-х, но она встает на ноги, что и доказывает сегодняшняя церемония. Мы шли к ней на протяжении долгих десяти лет, невзирая на многочисленные препятствия. Серьезно обновленный транспортник доказывает – Ульяновск является авиационной столицей и просто обречен на удачу, двигаясь в этом направлении. На очереди – создание грандиозного центра транспортного авиастроения, и мы добьемся этого!».

Напомним, к строительству первого летного образца транспортного самолета новой модификации Ил-76 «Авиастар» приступил в 2008 году. Его демонстрационный полет состоялся в октябре 2012 года в присутствии Президента РФ Владимира Путина. В этот же день был подписан контракт с Министерством обороны РФ на поставку 39 самолетов модификации Ил-476. По словам Сергея Дементьева, первый самолет военным (заводской номер 0104) будет передан до конца года.

Также генеральный директор «Авиастара» отметил существенную поддержку, оказываемую предприятию правительством региона. «На днях принято решение по продлению срока действия налоговых льгот нашему предприятию. Высвободившиеся средства пойдут на техническое перевооружение завода («ОАК» разработана специальная программа модернизации станочного парка предприятия. – Авт.) и реализацию социальных программ. Кроме того, совместно с руководством области мы активно воплощаем в жизнь жилищную программу, занимаемся продвижением проекта «Ульяновск – авиационная столица», – заявил Сергей Дементьев.
Георгий Кузнецов

Справка «Ульяновской правды
Высота полета Ил-76МД-90А – 9100 – 12100 метров, дальность полета с полезной нагрузкой 52 тонны – 5000 километров. У модификации модернизировано крыло, установлены двигатели ПС-90А-76, полностью соответствующие требованиям ИКАО по уровню шума и эмиссии вредных веществ в атмосферу, полностью модернизированы кабина экипажа и комплекс оборудования. Все работы по модернизации самолета – от начала проектирования и до выпуска летного образца – велись в цифровой форме с применением компьютерных систем. Вся конструкторско-технологическая документация полностью переведена в электронный вид и запущена в серийное производство в цифровых технологиях.