27 ноября Законодательное Собрание утвердило закон «Об областном бюджете Ульяновской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» во втором чтении. Депутаты областного парламента высказали свое мнение о подготовке и содержании документа.
Анатолий Бакаев, Председатель Законодательного Собрания Ульяновской области:
– Каждый житель страны и Ульяновской области знает, в каких условиях сегодня формируется бюджет, поэтому я не буду повторяться – для нас он тоже был непростым. Позади два месяца напряженнейшей работы. Обсуждение прошло максимально широко – только комитетов и совещаний по бюджету состоялось 58. Главный финансовый закон региона рассматривали на всех уровнях – с участием экспертных советов, общественности, с выездами в районы. Мы поддержали инициативу Губернатора и хотели сделать обсуждение поистине народным. Так и получилось: очень много поступило предложений, острых вопросов, на которые мы среагировали. Депутатами внесено шесть поправок в бюджет, и все они были приняты. Детально выверена каждая позиция, каждая строчка. Отмечу, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, бюджет 2015 года сохранил социальную направленность. Задана очень высокая планка, и есть уверенность, что мы реализуем стратегию, нацеленную на сохранение стабильности в регионе.
Алсу Балакишиева, заместитель Председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по бюджету и экономической политике:
– Бюджет на 2015 год сформирован с учетом исполнения указов Президента РФ, поручений Губернатора области и наказов избирателей. Комитет Законодательного Собрания по бюджету и экономической политике провел большую работу по обеспечению эффективности бюджета и изысканию дополнительных ресурсов. В частности, мы изыскали средства на экологические мероприятия: в консолидированном бюджете эта сумма составит 117 млн. рублей, в областном – 50 миллионов. Средства пойдут на решение таких актуальных проблем как очистка прудов, решение проблемы несанкционированных свалок. Еще одно серьезное направление – развитие малого и среднего бизнеса. На эти цели из областного бюджета выделяется 40 млн. рублей, что позволит привлечь софинансирование из федерального бюджета в размере 160 млн. рублей. Деньги будут направлены на компенсацию процентов по банковским кредитам, закупку нового оборудования, помощь начинающим предпринимателям. Еще один важный вопрос – реконструкция здания бывшей школы № 43 для создания филиала поликлиники № 4 в Засвияжье. На три ближайших года на эти цели предусмотрено около 170 млн. рублей. Очень важное направление – продолжение газификации на территории Ульяновской области. В целом, особенностью бюджета 2015 года является широкое общественное обсуждение, в ходе которого от граждан поступали многочисленные предложения. Бюджет будущего года можно смело назвать бюджетом народных инициатив.
Игорь Тихонов, заместитель Председателя Законодательного Собрания:
– Считаю, что средства сбалансировать удалось, хотя бюджет достаточно напряженный. Мы понимаем, что, в первую очередь, это связано с экономической обстановкой как в регионе, так и в стране в целом. Наша главная задача – определить приоритеты добиться того, что бы они были максимально обеспечены ресурсами. В отрасли медицины – это доступность и качество медицинской помощи. Если говорить об образовании – укрепление материальной базы, в том числе, дошкольного образования. В культурной политике – ремонт сельских домов культуры, развитие народных творческих коллективов. За последние годы при содействии партии «Единая Россия» в регионе было построено много современных спортивных объектов. Теперь наша задача сделать так, чтобы они были доступны для желающих заниматься спортом. Что касается социальной политики, то здесь наш приоритет – распределение социальной помощи по принципу адресности и нуждаемости. Мы должны по максимуму помогать конкретным людям, прежде всего, тем, кто сам не может себе помочь. Для остальных мы должны создавать соответствующие условия. Необходимо изживать иждивенческий подход, при котором некоторые руководствуются принципом: «Я ничего делать не должен, а государство должно мне помогать».
Ростислав Эдварс, руководитель фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании:
– Партия «Единая Россия» поддержала принцип «народного» бюджета, который был сформирован с учетом предложений жителей региона. По инициативе Губернатора Ульяновской области Сергея Морозова проект бюджета региона на 2015 год широко и открыто обсуждался с населением. В этом году мы как никогда подробно проанализировали все расходные статьи бюджета, рассмотрели все детали, вплоть до того, какую заработную плату будет получать младший обслуживающий персонал в медицинских и образовательных учреждениях. И при этом мы постарались свою позицию по каждому вопросу согласовать с людьми, специалистами, экспертами. Мы считаем, что всесторонне обсудили данный бюджет: он сбалансирован и у нас нет оснований его не поддерживать.
Дмитрий Грачев, руководитель фракции ЛДПР в Законодательном Собрании:
– Мы поддержали бюджет, который создавался в тяжелых экономических условиях западных санкций. Причина трудностей – твердая позиция руководства России в отношении Украины и Крыма. Поэтому поддержка бюджета – наше политическое решение. При этом не все в бюджете устраивает ЛДПР, мы внесли ряд предложений, которые отражают пожелания наших избирателей. Они касаются трех основных позиций: сохранения сети медицинских учреждений, исполнения обязательств по капитальному ремонту жилых домов, прежде всего в отношении граждан, которые имеют на руках судебные решения, а также ремонта внутриквартальных территорий. Мы продолжим совместную работу с правительством по воплощению в жизнь наказов от граждан.
Александр Кругликов, руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании:
– За последние 20-25 лет мы никогда не имели бюджета, который бы нас полностью устраивал и позволял снять все проблемы. Я считаю, что пора всерьез заняться главным – развитием экономики. Неправильно смотреть на бюджет как на кастрюлю, из которой можно хлебать до бесконечности. Если ее вовремя не наполнять – а это зависит от состояния экономики – то, в конечном итоге, есть будет нечего. Надо вкладывать бюджетные деньги в развитие сельского хозяйства, которому не хватает денег. Нам сегодня федеральный центр говорит о готовности софинансировать эту отрасль, грубо говоря, на один областной рубль мы можем получить три федеральных. Я не устаю повторять: более рентабельной отрасли, чем сельское хозяйство, нет. Пока мы своим финансированием загоняем агропромышленный комплекс в долги, а этого делать нельзя. Особо хочу обратить внимание на необходимость более разумных трат на социальные льготы – они должны быть адресными. Есть категории людей, которым надо помогать, а есть те, которым эта помощь не нужна, хотя они добровольно от нее не отказываются. Убежден, что льготы не нужно предоставлять всем подряд без разбора. Надо подойти к этому вопросу взвешенно и разумно. Это – дополнительный ресурс для бюджета.
Алсу Садретдинова, председатель комитета по строительству, промышленности, транспорту и дорожному хозяйству:
– Принятию бюджета предшествовала кропотливая, но очень конструктивная работа всего депутатского корпуса, органов исполнительной власти, населения. В этом году бюджет максимально приближен к пожеланиям людей. Его приоритеты – максимальное исполнение наказов избирателей, сокращение всех неэффективных расходов в сложный экономический период. Если говорить о нашем профильном комитете, акцент был сделан на развитие области: реализацию инвестиционных проектов, формирование Дорожного фонда. Депутаты внесли серьезные коррективы в перечень работ по ремонту дорог, намеченных на 2015 год. Сформулированные комитетами Законодательного Собрания поправки имеют социальный характер: речь идет о строительстве поликлиники в дальнем Засвияжье, решении вопросов экологии, создании комфортной среды проживания. В целом бюджет сложный, но работа над ним будет продолжена с учетом поступлений дополнительных средств из федерального центра.
Геннадий Антонцев, председатель комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике:
– Средства по отраслям, находящимся в ведении комитета, будут направлены на традиционные статьи расходов: это переселение граждан из аварийного жилья, продолжение газификации и работ, связанных с обеспечением водой сельских населенных пунктов, программу энергосбережения и энергоэффективности. Нехватка финансирования очевидна, однако в коммуналке необходимо руководствоваться принципом «сэкономил – значит, заработал». Пока мы делаем первые шаги на этом пути, внедряя энергосберегающие технологии. Также в условиях нехватки ресурсов необходимо расставлять приоритеты и цели исходя из экономического эффекта, в первую очередь, направляя их на статьи, подразумевающие софинансирование из федерального центра, когда мы вкладываем часть средств из своего бюджета, и еще большую часть получаем из федерального. Именно поэтому по настоянию комитета в бюджет 2015 года были внесены поправки, учитывающие финансирование капитального ремонта жилых помещений.
Василий Гвоздев, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества:
– При работе над проектом бюджета будущего года мы попытались даже в период сложной экономической ситуации сохранить социальные приоритеты, сбалансировав блоки социальной политики, жилищно-коммунальной сферы, дорожной отрасли. При обсуждении бюджета мы тесно взаимодействовали с муниципалитетами, что позволило избежать перекрестного финансирования по многим статьям расходов. Как депутат от Ульяновска считаю правильным, что в бюджете предусмотрена серьезная поддержка областного центра по ключевым направлениям социальной политики. По вопросам государственного строительства, местного самоуправления и развития гражданского общества большое внимание было уделено финансовому обеспечению федерального закона № 136 по реорганизации органов местного самоуправления и переформатированию налоговой базы между поселениями, районами, городами. Вместе с перераспределением полномочий мы передали и соответствующие налоговые отчисления в бюджеты, поэтому каждое подкреплено конкретными финансами и субсидиями из областной казны. В целом, депутаты нашего комитета считают, что бюджет сбалансирован и согласован с бюджетами муниципальных образований.