В интервью «Молодёжной газете» депутат Государственной Думы РФ Вадим Харлов рассказал о том, как в Ульяновске будут воспитывать будущих чемпионов, как осваивают новые районы и почему всё это выгодно городскому бюджету.

– Вадим Борисович, вы являетесь членом комитета по спорту и молодежной политике Государственной Думы. Чем занимается комитет?
– То, чем занимается комитет, понятно из его названия. А поскольку в последнее время внимание руководства страны к проблемам развития спорта заметно усилилось, то, естественно, прибавилось работы и у нашего комитета. Во многом это связано с тем, что заканчивается действие федеральной целевой программы развития физической культуры и спорта в России на 2006 – 2015 годы, и необходимо приступить к разработке новой на последующие пять лет, а также к подготовке к предстоящему в 2018 году Чемпионату мира по футболу.
Мы все понимаем, что сегодня очень важно, чтобы страна вернула себе статус великой спортивной державы. И в то же время следует понимать, что мы никогда не достигнем этой цели, если не сумеем возродить массовый и доступный детский спорт и создать для него современную материально-техническую базу.
Также в последние годы растет популярность экстремальных и технически сложных видов спорта (в том числе и в рамках олимпийской программы). Если мы хотим побеждать на серьезных мировых соревнованиях по прыжкам с трамплина, в горнолыжном спорте, сноубординге, бобслее, кёрлинге, автоспорте, то нужно шагать в ногу со временем и строить соответствующие спортивные объекты, привлекая для этого крупный и средний бизнес.

– В Ульяновске как раз недавно произошло знаковое спортивное событие – открылся самый большой в России крытый картодром. И именно вы когда-то были инициатором его строительства. Теперь у нас будут растить будущих звёзд «Формулы-1″?

– Картхолл – это уже третий полностью завершенный объект в составе запланированного картингового кластера. Помимо него, на ульяновском автодроме с 2006 года эксплуатируется открытая трасса, на которой ежегодно проводятся десятки соревнований регионального и всероссийского масштаба. С 2009 года работает федеральный экспериментальный центр «Детский автогород» и бесплатная муниципальная картинговая секция для обучения детей. Среди ее воспитанников уже есть чемпионы России и, возможно, да – будущие звёзды «Формулы-1″.
Открытие третьего объекта – крытого картодрома 16 ноября этого года привлекло в Ульяновск множество высоких гостей из Москвы, и все они отметили, что практическая реализация на ульяновской земле задач по развитию спорта и повышению уровня безопасности дорожного движения, поставленных Президентом Путиным, осуществляется в правильном и перспективном направлении и всесторонне поддерживается губернатором Сергеем Морозовым.

– Тем не менее, в Ульяновске было много критики этого проекта. Местные коммунисты вменяли в вину организаторам, что в строительство спортпарка вложены средства в том числе городского бюджета, и они могут не окупиться, потому как сначала хотели строить большую трассу, но так и не построили. Что вы можете ответить критиканам?
– У нас в стране, к сожалению, часто хорошее дело подвергается критике. Причем, как правило, со стороны тех, кто не сведущ в вопросе и мало что в нем понимает. Сейчас я не занимаюсь проектом «Симбирское кольцо», так как являюсь депутатом Госдумы и по закону не имею права на ведение бизнеса. Но мне как инициатору этого проекта небезразлична его судьба. Поэтому я написал депутатский запрос в адрес ОАО «Симбирское кольцо» и получил на него ответ с конкретными цифрами. Давайте говорить на языке цифр – они, в отличие от разговоров и пустой критики, наглядны.
Когда возникла идея строительства спортпарка «Симбирское кольцо», было решено, что инвестор, то есть Ульяновская федерация автомотоспорта, вкладывает в строительство 500 млн руб., и город Ульяновск также вкладывает 500 миллионов руб­лей в виде имущества. Была принята городская целевая программа «Развитие технических видов спорта на территории МО «г. Ульяновск» на 2005-2010 годы». И инвестор, и муниципалитет свои обязательства выполнили в полном объеме. На сегодняшний день в строительство объектов спортпарка из средств ОАО уже вложено порядка 1 млрд руб­лей. Но мы понимаем, что в сегодняшних условиях построить большую трассу на бюджетные деньги, как это и было прописано в принятой долгосрочной целевой программе, просто нереально. Строительство недавно открытого автодрома в Сочи, к примеру, обошлось бюджету в 16 миллиардов руб­лей. Чтобы построить нечто подобное в Ульяновске, нужно в 2-3 раза меньше средств, но тоже миллиарды руб­лей. У бюджета таких денег нет. Поэтому я считаю, что тратить бюджетные деньги на строительство трассы для автодрома неразумно, в то время как в Ульяновске столько проблем с ЖКХ и дорогами.

– А что ещё получил город Ульяновск при освоении тех территорий, где реализуется проект? (юго-западная часть Засвияжья – Прим.ред.) Каков экономический эффект от этого освоения?
– Реализация проекта «Симбирское кольцо» дала колоссальный импульс для развития засвияжской части города Ульяновска. Ведь в этот проект входит не только спортпарк «Симбирский». Здесь строят жилье, детские сады, магазины и другие объекты недвижимости. Давайте, опять же, вернемся к цифрам. Сколько денег было потрачено из бюджета? На комплексное освоение территории района, строительство там инженерной и транспортной инфраструктуры было направлено 667 млн руб­лей из федерального бюджета и 240 млн руб­лей из городской казны. Плюс 500 млн руб­лей в виде имущества. Итого было потрачено 1,4 миллиарда бюджетных денег. На эти средства построены две дороги (проспект Олимпийский и продолжение улицы Камышинской), объекты электро- и газоснабжения, а также более 4 км сетей общегородского назначения (водопровод, ливневая канализация и проч.).
Что это дало городу в экономическом плане? На территории, освоенной при реализации проекта «Симбирское кольцо», уже построено более 250 тыс. кв. м жилья нового микрорайона! Это 6 миллиардов руб­лей строительного оборота. Построен гипермаркет «Лента» с объемом инвестиций один миллиард руб­лей. Построена автозаправочная станция «Лукойл» – 0,15 млрд руб. В ближайших планах намечено строительство гипермаркета спортивных товаров «Декатлон», торгового центра стройматериалов «Леруа Мерлен» (это еще 2 млрд руб­лей), гипермаркета «Сарай» и цирка с дельфинарием (ещё два миллиарда руб­лей). Плюс объекты, построенные по программе спортпарка (1 млрд руб). В итоге получается, что в строительный сектор Ульяновска вложены 12 млрд руб­лей. Вдумайтесь в эти цифры! В освоение территории было вложено, напомню, 1,4 миллиарда бюджетных руб­лей, а строительный сектор города Ульяновска получил 12 миллиардов руб­лей!
Теперь давайте посчитаем налоги. Налоговые поступения только от уже построенных объектов и налог на землю составляют 130 млн руб. в год. Это на сегодняшний день! То есть каждый год в бюджет города будут поступать дополнительно 130 млн руб­лей! Само ОАО «Симбирское кольцо» за время своей работы уже заплатило 110 млн руб. налогов. И мы прекрасно понимаем, что этих налогов не было бы в городском бюджете, если б не было комплексного освоения этих земель. Несложно подсчитать, что за несколько лет все деньги, вложенные бюджетом в освоение территории, вернутся в виде налогов с огромным плюсом! Особенно важно, что большая часть из них будет идти в городской бюджет (налог на имущество и налог на землю). Да за такие комплексные решения при освоении территорий в советское время давали звание Героя соцтруда!

– Зато ОАО «Симбирское кольцо» критиковали за то, что оно получило объекты недвижимости от города…
– Значительная часть объектов недвижимости, переданных городом «Симбирскому кольцу», находилась в момент передачи в плачевном состоянии. ОАО постоянно ремонтирует здания, переданные ему городом. Ремонтируются фасады, кровля, системы водоснабжения и отопления, электросети, вентиляции. Так, недавно отремонтировали Центральный дом быта, срочный ремонт требуется теперь гостинице «Советская». При этом никто из «критиков» почему-то не вспоминает, что на момент передачи «Симбирскому кольцу» гостиницы «Советская» там проживали 176 человек, семьи бюджетников и врачей. На их расселение и приобретение им 87 квартир ОАО затратило 71 млн руб. Пока гостиница была в собственности у города, эту проблему решить не могли. И у меня вопрос к тем, кто говорит, что нужно закрыть это ОАО: то есть они предлагают забрать квартиры у врачей и бюджетников, которые они получили от «Симбирского кольца», и поселить их снова в гостинице «Советской»?

– Многие в то время говорили, что, будь эти объекты в городской собственности, их можно было бы продать и получить с этого деньги в казну. На ваш взгляд, это было бы правильно?
– Давайте посмотрим, по какой цене город продает квадратный метр. Это открытая информация. Мы видим, что цена при продаже составляет от 5 до 20 тысяч руб­лей и то с рассрочкой на 5 лет. Дорого эти объекты в далеко не лучшем состоянии город никогда бы не продал. Для примера: некоторые объекты ОАО удавалось продать за 190 тысяч руб­лей за квадратный метр! 190 тысяч руб­лей за квадратный метр! Эти деньги были направлены на строительство спортпарка, так как полученных от инвестора средств не хватало. С этих денег заплачены все налоги, в том числе в город. Так что некоторые, как обычно, шумят вхолостую вместо того, чтобы работать и приносить реальную пользу городу и области.