Елена Тарубарова
«Русская планета» побеседовала с автором учебного пособия по новейшей истории Ульяновской области.

Пособие «Ульяновская область в XXI веке» издадут в январе 2015 года. Планируется, что она войдет в учебный план ульяновских школ. Ее автор — заведующая отделом современных проблем НИИ истории и культуры Ульяновской области, доцент, кандидат исторических наук Татьяна Качкина. Она рассказала «Русской планете», о чем пособие и для чего оно создавалось.

– Главная цель пособия — сформировать региональную идентичность у подрастающего поколения, обращаясь к достижениям и проблемам Ульяновской области на современном этапе. В Российской Федерации сейчас 85 субъектов, и для того, чтобы понять, кто ты есть, нужно посмотреть на себя: с одной стороны — снаружи, с другой — изнутри. Кто мы — ульяновцы, и чем отличаемся от других? Кто я: русский, татарин, чуваш? Я мусульманин, православный или неверующий? Я житель Новоспасского района, Ульяновской области или человек мира?

– В рамках какой дисциплины планируется использовать пособие «Ульяновская область в XXI веке»?

– Это пособие для факультатива или элективного курса по краеведению. Сейчас историю области в школах изучают по 2000 год. С тех пор прошло уже 14 лет. Очевидно, что современную историю также следует преподавать, но перерабатывать существующий учебник полностью показалось неразумным. Поэтому было решено написать пособие, в котором бы освещалось современное развитие нашего региона, и каждые пять лет переиздавать его с дополнениями и изменениями. Что такое Ульяновская область, сейчас представления ни у учеников, ни у учителей, ни у многих взрослых, специально не изучающих положение в регионе — нет. Я сама для себя очень многое открыла.

– Что именно?

– В частности, например, особенности инвестиционной политики областного руководства. В Ульяновской области много инвесторов, в том числе — иностранных. Многие фирмы сюда приходят и находят выгодные условия для сотрудничества. Благодаря этому область получает новые высокоэффективные рабочие места. Рассказать школьникам о том, что в Ульяновской области много возможностей для трудоустройства, тоже было одной из задач учебника. Сейчас подавляющее большинство молодых людей по окончании школы видит для себя только один путь — ВУЗ. А затем огромное количество выпускников высших учебных заведений не находит себе применения. А у нас в то же время не хватает рабочих на весьма достойных специальностях, где можно приложить и руки, и мозги и получать хорошую зарплату.

– В задачи учебника входит научить детей рассматривать проблемы. Какие?

– Например, что такое бюджет. Есть ли у нас в области дефицит госбюджета? Что такое государственный долг, и есть ли он в регионе? А он есть, более 18 миллиардов — и это серьезная наша проблема. Сумма эта не критическая, она не делает область банкротом, но составляет около 63% от доходной части ее бюджета, поэтому необходимо сокращать размеры дефицита. А может ли государственный долг стать инструментом развития? Со школьниками мы говорим о том, что нужно учиться вкладывать деньги только в самые перспективные направления.

– Проблемы существуют только в сфере экономики?

– Они существуют и в сфере развития человеческого капитала. В нашем регионе низкие зарплаты, невысокий уровень жизни. Это проблема. Ее решают, в том числе, с помощью множества программ социальной защиты — «Забота», помощь молодой семье. Это все надо делать. Но тогда вырисовывается другая проблема: доля социальных расходов в валовом внутреннем продукте слишком большая. Это ложится грузом на бюджет и порождает у части населения чувство социального иждивенчества. Некоторые даже материнским капиталом умудряются пользоваться — тратя деньги и лишаясь после этого родительских прав. И это тоже проблема, которую предлагается обдумать на уроке: хорошо ли всем льготникам получать пособие в одинаковом размере? Может быть, пособие следует сделать адресным? Это больной вопрос, и собственную позицию на его счет составить непросто, но нужно, в том числе школьнику как будущему работнику.

– Какие еще проблемы вы считаете нужным обсуждать со школьниками?

– Объясняем, что такое инфляция. Это серьезная проблема для региона. В 2014 году у нас из бюджета около 700 миллионов из-за нее просто исчезло. Эти деньги у Ульяновской области вроде бы есть, но приобрести на них ничего не возможно, так как покупательная способность рубля упала. Теоретически детям это непонятно, но в нынешних условиях, на фоне санкций, инфляция проявляется, в том числе в росте цен — и механизмы ее возникновения и действия становятся понятными.

– Какие социальные проблемы вы считаете достойными рассмотрения в школе?

– Проблемой остается бедность, хотя сейчас мы близки к общероссийскому уровню по этому показателю. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снижается — сейчас она около 13%. В 2005 году этот показатель был равен 30%. Проблемой по-прежнему является отрицательный демографический баланс. Но ситуация улучшается, и сейчас мы практически готовы выйти на «нулевой» показатель. Сегодня причины отрицательного демографического баланса не в том, что рождается мало детей (рождаемость в Ульяновской области растет), сколько в том, что из Ульяновской области уезжают. Это проблема миграции, главным образом трудовой. Дети на вопрос о ее решении отвечают, что людям нужна хорошая и высокооплачиваемая работа.

Есть в Ульяновской области проблемы взаимоотношений между представителями разных национальностей и религий. Но здесь они не стоят такт остро, как в некоторых других регионах, благодаря совместным усилиям национальных культурных автономий, религиозных конфессий и областного руководства. Есть факты религиозной нетерпимости или бытового национализма, когда, например, прилюдно и вслух оскорбляют мигрантов–иностранцев. Конфессиональные проблемы, в основном, остается внутренними проблемами конфессий, хотя есть случаи действия религиозных сект. И ученики должны быть готовы столкнуться и с тем, и с другим, и знать, что за национализм, например, есть уголовное наказание, а секта — не миф и не забава.

– Думаю, что созданное нами пособие достаточно актуально, оно привлечет интерес, и по нему будут работать со следующего учебного года, — считает Качкина. — Следующее новое учебное пособие по историческому краеведению Ульяновской области мы планируем создать в 2015–2016 годах.