Внесенные в Правила дорожного движения (ПДД) изменения, обязывающие пешеходов в темное время суток надевать вне пределов населенных пунктов на одежду светоотражающие элементы, если что и обещают, то, скорее всего, рост смертности на дорогах.
Изменения в ПДД внесены как раз в связи с высоким уровнем аварий с участием пешеходов. Эти инциденты участились с переводом часовых стрелок на зимнее время, что видно и по Ульяновску. Темнеет рано, освещение же включается не сразу, и пешеходов сбивают повсюду – и на «зебрах», и вне их. Что уж говорить о местах за городом: страна лежит буквально в сплошной тьме. И удивляют европейские государства, вырабатывающие электроэнергию на российском топливе, однако их города сияют огнями, освещены и населенные пункты в сельской местности.
И вот вместо того, чтобы решать проблему освещения (страна-то ведь пухнет от избытка энергоносителей), власти зашли с другой стороны. Зачем париться, налаживая какие-то там светильники, если можно отделаться обязанием граждан надевать их на себя, дав заодно заработать торговцам светоотражающими элементами и китайцам, которые их производят.
Но часть экспертов считает, что нововведение не улучшит ситуацию с травматизмом на дорогах, а, возможно, даже наоборот – усугубит ее. Аргументы приводят следующие. В случае ДТП роль будет играть уже не только то, соблюдали ли водитель и пешеход Правила, но и был ли на пострадавшем человеке надет светоотражатель. Опытные адвокаты обязательно будут ставить этот вопрос в судах по следам аварий, тем более с летальным исходом для пешеходов. И ПДД отодвинутся на второй план, еще больше раздисциплинировав водителей.
Большинство таких ДТП происходят, как уже было сказано, в темное время суток и в слабо освещенных местах. И чаще всего свидетелей аварий не бывает, особенно вне пределов населенных пунктов, когда сбивают одиноко идущих людей. Первой заботой водителей, говорят критики поправок в ПДД, станет как можно быстрее выскочить из автомобиля, подбежать к пострадавшему, который, возможно, ранен или уже убит, снять с него светоотражающий элемент и уничтожить как главную улику. И приехавшим сотрудникам ГИБДД сообщить, что пешеход был без светоотражателя, то же повторять и на протяжении всего дальнейшего расследования, вплоть до суда. Предметом обсуждения и споров станет, таким образом, не соблюдение ПДД водителем, а наличие или отсутствие на пострадавшем светлячков. Так исправит ли такое «ужесточение» Правил дорожного движения ситуацию? Очевидно, что нет.
Андрей СЕМЕНОВ