Утилизаторы подержанных автомобилей, работающие в рамках государственной программы, заявляют о том, что до них доходит лишь небольшая доля машин, направляемых на переработку. Большая идет на разбор, а затем – на рынок запчастей.
На минувшей неделе глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил, что государственная программа утилизации будет продлена на 2015 год. Из бюджета на нее будет выделено еще десять миллиардов рублей.
По словам Мантурова, в первой половине 2015 года условия программы останутся неизменными. Напомним, в рамках программы утилизации автовладелец может сдать свой автомобиль в утиль или приобрести новый по системе Trade-In со скидкой. На легковые модели скидка может достигать до 50 тысяч рублей (в случае утилизации) или до 40 тысяч рублей (Trade-in). За старые внедорожники дают более существенную скидку в размере 90 тысяч рублей.
С первой своей задачей – поддержать в непростой период автопроизводителей – программа вроде бы справляется. Начиная с 1 сентября по программе утилизации продано порядка 146 тысяч машин. К концу нынешнего года планируется довести этот показатель минимум до 200 тысяч машин, а в первой половине 2015 года – реализовать еще более 170 тысяч машин по этой программе. Для сравнения, в августе 2014 года падение продаж новых автомобилей составило 20,1 процента, однако через месяц после старта госпрограммы падение составило уже 9,9 процента.
Что же касается второй задачи обновить российский автопарк и улучшить тем самым экологическую обстановку, – то с ней не так все радужно. По данным аналитического агентства «Автостат», в руки авторазборщиков попадает около 60 процентов сдаваемых по госпрограмме старых автомобилей.
– Подобное положение дел тормозит развитие цивилизованного рынка, а также отладку всего процесса утилизации транспортных средств, – считает исполнительный директор агентства Сергей Удалов. – При этом машины, уходящие на авторазборки, становятся источниками очень дешевых, но отнюдь не безопасных запасных частей, причем как для участников дорожного движения, так и для экологии.
Реально принятыми на утилизацию можно считать только те автомобили, которые поступили на утилизационные производственные площадки, обладающие всем необходимым для безопасной переработки оборудованием и технологиями переработки, лицензиями на переработку опасных отходов или договорными отношениями с лицензированными предприятиями, осуществляющими их переработку; квалифицированными кадрами. Таковых площадок, включенных в единый Реестр, сегодня в России уже более 270.
Две из них – на территории Ульяновска. Однако компаний, обладающих лицензиями на переработку, значительно больше, и справки, подтверждающие сдачу на утилизацию, выданные ими, тоже легитимны.
Желающих в Ульяновске принять автомобиль на утилизацию сегодня предостаточно. Под видом владельца старой «девятки» «не на ходу» решил позвонить по указанному в одном из объявлений мобильному номеру телефона. Мужчина на том конце провода рассказал, что справку об утилизации мне выдадут «без проблем», но при этом машину мне нужно будет доставить до базы за свой счет. В этом же объявлении фирма предлагает «б/ у запчасти в наличии и под заказ на любые отечественные авто».
Подобные организации на самом деле антиутилизаторы: скорее всего, неметаллические остатки (стекло, пластмасса, резина, опасные жидкости и т. п.) они просто выбросят на свалку.
В попытке противостоять этому профессиональное сообщество утилизаторов «РУСЛОМ КОМ» и Минпромторг договорились о еженедельном обмене информацией. «РУСЛОМ КОМ» будет предоставлять в министерство перечень идентификационных номеров (VIN) автомобилей, принятых на утилизацию. В свою очередь, Минпромторг станет направлять эти отчеты автопроизводителям для контроля работы дилеров, в том числе – для проверки фактов передачи автомобилей нелицензированным компаниям. Однако, как считают специалисты, проблему это не решит, просто потому, что у авторазборщиков или металлоломщиков могут быть все необходимые лицензии, и выданная ими справка об утилизации будет легитимной. Во многих случаях утилизаторами выступают именно разборщики, которые сами платят дилерам по две-пять тысяч рублей за каждую машину, отправленную на «утилизацию» именно к ним.
Честный утилизатор, скорее всего, бесплатно вывозить не будет, а за утилизацию легковой машины попросит доплатить две-три тысячи рублей сданный металл не покроет расходов на утилизацию всего остального. Основной заработок утилизатора – на сдаче металла и катализатора, в котором содержатся платина и редкоземельные металлы. Еще можно заработать на переработке масел, аккумулятора и резины. Доход от сдачи металла легковой машины составляет от четырех до шести тысяч рублей. А вот расходы на утилизацию одного автомобиля на заводе со шредером при полной загрузке на потоке – две тысячи рублей, зато при небольшой загрузке удельный расход взлетает в десять раз, до 23 тысяч рублей. Поэтому, конечно, сейчас поток машин на утилизацию по госпрограмме очень выгоден.
Дмитрий Минаев