Думаю, любой находящийся в здравом уме поймет всю абсурдность сумм, выставляемых жильцам в Ульяновске в качестве счетов за услуги на ОДН.
Так, из этих счетов следует, что, например, в октябре наш пятиэтажный 100-квартирный дом «израсходовал» на обслуживание мест общего пользования 90 кубов горячей воды, что эквивалентно полутора железнодорожным цистернам, в которых перевозят нефть. Холодной воды в том же месяце у нас «ушло» на ОДН свыше 60 кубов, или больше цистерны. В ноябре ГВС ОДН – почти 160 кубов, или без малого три цистерны, ХВС ОДН – 115 кубов (две цистерны). А счет по электроэнергии на ОДН мне выставлен в ноябре почти на 200 рублей при 150 рублях, израсходованных мной на оплату электроэнергии, потребленной в квартире, том, что управляющая компания установила летом в дах дома энергосберегающие светильники!
Все эти расчеты и показания общедомовых ров учета неадекватны и являются ахинеей. Но почему ее продолжают гнать? Если дело в непредоставлении собственниками жилых помещений вовремя показаний индивидуальных приборов учета и эти показания не учитываются, это все равно не основание раскладывать разницу между показаниями общедомовых счетчиков и суммой индивидуального потребления ресурса на жильцов.
У тех, кто так делает, проблема, на мой взгляд, в квалификации бухгалтеров и экономистов (худший вариант – злой умысел в их действиях). В случае непредоставления показаний индивидуального прибора учета УК обязана руководствоваться статьями 59 и 60 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ №354 от 6.05.2011 г., и учитывать при выставлении счетов за услуги индивидуального потребления и при расчетах платы за ОДН объемы, потребленные за предыдущие периоды. А через три месяца брать для расчетов норматив.
Таким образом, неучтенных объемов потребления, чем обычно оправдываются абсурдные счета за ОДН, быть не может в принципе. Если кто-то не сдал показания счетчика, вы обязаны суммировать среднее потребление ресурса этой квартирой за предыдущие месяцы и ставить в эту вашу формулу. Не сдает больше трех месяцев подряд – должны при расчете суммировать потребление данной квартирой по нормативу. Нулевого же потребления ни у одной квартиры, если она обитаемая, быть не может.
Но и в случае, когда все сосчитано в строгом соответствии с Жилищным кодексом и упомянутыми Правилами предоставления коммунальных услуг (то, что услуги на ОДН не предоставляются вообще, оставим пока за скобками), завышенные ОДН-счета незаконны. Для распределения между жильцами всей разницы объемов ресурсов, определяемых по показаниям общедомовых приборов учета, и суммами объемов индивидуального потребления нормативно-правовые документы предусматривают только два основания. Это если за такое решение жильцы проголосовали на общем собрании и еще – если дом выбрал непосредственный способ управления (п.п. «к» п.2 Изменений в акты правительства РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ №344 от 16.04.2013 г.). Ни то, ни то к домам чаще всего неприменимо.
Между тем в соответствии со ст.Ю Закона «О защите прав потребителей» исполнитель (продавец) обязан сообщать потребителю цену товара (услуги). Цена услуги на ОДН определяется исходя из вышеприведенных Изменений как произведение тарифа на объем потребления, то есть на установленный федеральным правительством норматив. Приказы об утверждении нормативов на услуги на ОДН в нашей области отменены, как известно, решениями Ульяновского областного суда, подтвержденными определениями Верховного суда РФ. Цену услуг на ОДН у нас определить, следовательно, невозможно, то есть она отсутствует, отсутствует и право требования оплаты товара или услуги без цены.
Статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что, если цену определить невозможно, услуга должна быть оплачена «по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги». Правительство РФ установило эту плату по нормативу, как она и взимается «при сравнимых обстоятельствах» в других регионах страны. Такую рекомендацию и дали управляющим организациям и поставщикам в Ульяновске комитет ЖКХ горадминистрации и Департамент цен и тарифов министерства экономики. Управляющие компании Ульяновска в большинстве своем игнорируют и эти рекомендации городских и областных властей, и требования нормативно-правовых актов РФ. Но поскольку действия УК по начислению платы за услуги на ОДН федеральным нормативно-правовым актам противоречат, являясь необоснованными и незаконными, это нарушает права потребителей.
Ответственность за этот воцарившийся в Ульяновске и области в целом ОДН-хаос лежит, в первую очередь, я считаю, на министре ЖКК региона Александре Букине. Требовать от педагога по образованию глубоких знаний юриспруденции, конечно, сложно, но, Александр Васильевич, уважаемый, не понимаете сами, возьмите в помощники грамотного и опытного юриста. Даже если Вам с Вашими доходами проблемы простых людей чужды, это не повод их игнорировать. Нельзя бесконечно мордовать население. Есть претензии и к Главрегионнадзору, который за сферой ЖКХ, похоже, вообще следить перестал, хотя, получая из наших налогов немалые зарплаты, обязан это делать. И по закону обязан. Чего ждете?
Юрий Кашинский