Чем ближе дата вступления в действие региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, тем больше вопросов к обоснованности взимания обязательных взносов на эти цели. Как признают сами ее разработчики, установленного минимума (5,2 рубля с квадратного метра) явно недостаточно, чтобы покрыть расходы на ремонт жилья. В областной Общественной палате полагают, что программу капремонта без предварительной инвентаризации имущества жилых домов запускать нельзя.

Плати за все, не зная за что
– Я неоднократно говорил о том, что региональная программа капитального ремонта жилого фонда не доработана. Во многих домах до сих пор не определены в полном объеме состав и техническое состояние общедомового имущества, упоминаний об этом нет и в электронных паспортах МКД, – отметил на недавнем заседании комиссии Общественной палаты области по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления ее председатель Вячеслав Ярош.

Это означает, пояснил он, что деньги на капремонт власти начнут собирать, не имея представления о том, что конкретно нужно ремонтировать и в каком состоянии находятся объекты. Наличие проблемы подтвердил представитель администрации Ульяновска Алексей Сидоровский, пояснив, что «полную инвентаризацию всех МКД провести пока возможности нет, поскольку это весьма затратная процедура».

Полная неразбериха и в вопросах принадлежности общедомового имущества. На встрече была приведена масса примеров, когда подвальные, чердачные или другие помещения сдаются в аренду или продаются в частные руки, но документально продолжают числиться как общедомовое имущество, за содержание и ремонт которого платят жильцы. Как рассказал начальник отдела надзора за содержанием, использованием жилищного фонда Главной государственной инспекции регионального надзора Алексей Лазарев, проверки, проводимые в этом году, показали, что по договорам управления, где обозначен состав общедомового имущества, работает лишь четвертая часть управляющих компаний региона. Все остальные УК выставляют счета за содержание общего имущества на основе устаревших данных. Аналогичный подход, судя по всему, будет применяться и в отношении обязательного капремонта.

Платить – отказываемся
Видимо, заранее предвидя массовый отказ ульяновцев платить за будущий капремонт, власти и коммунальщики ищут способы заставить это делать. В частности, жители дома по улице 12 Сентября, 3 сообщили нам о якобы предпринимаемых попытках управляющей компании включить платеж на капремонт в строку «содержание и ремонт жилья», чего по закону делать нельзя.

– Платеж на капитальный ремонт должен оформляться отдельной платежкой. Потому что, если деньги разворуют, нам и предъявить будет нечего, – говорит житель дома Владислав Викторович.

В то же время многие ульяновцы сообщают нам о своем отказе платить за будущий капитальный ремонт. «По решениям судов 2006-го, 2008-го, 2009-го, 2010-го и 2011 годов наш дом по улице Федерации, 6 был приведен в нормативное и безопасное для жителей состояние. То есть был произведен капитальный ремонт дома не благодаря, а вопреки региональной и муниципальной власти, – говорится в письме. Несмотря на это, наш дом оказался в перечне домов, подлежащих капремонту в 2014-2044 годах, утвержденном Постановлением правительства Ульяновской области от 9.02.2014 года №51-П. За это с нас собираются брать тариф 5,2 рубля с квадратного метра в течение всех этих лет. Указанный в перечне объем работ по нашему дому (крыша, ХВС, водоотведение, отопление, электроснабжение) уже выполнен по решениям судов и повторного выполнения не требует. Вместе с тем на портале управляющих компаний области по состоянию на 2015 год под капитальный ремонт заложена приличная сумма – 7318330 рублей. Эмиссары от ЖКХ уже крутятся вокруг дома. У кого в карманах осядут эти деньги? Считаем, что включение нашего дома в программу незаконно и носит явно коррупциогенный характер. На основании статьи 44 Жилищного кодекса РФ в данной афере участвовать не желаем и оплачивать поборы отказываемся».

30 лет спустя
Между тем уже сами разработчики региональной программы капремонта признают, что реализовать ее практически нереально. По словам теперь уже бывшего руководителя регионального Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса (оператор проведения капремонта в регионе) Сергея Гигирева, стоимость капремонта в разных домах варьируется от четырех до 17 рублей за квадратный метр в двухподъездных двухэтажках, построенных в 1950-1960 годы. Таких проблемных домов только в Ульяновске насчитывается более полутора тысяч. Собственникам, конечно, дано право на общем собрании принимать и повышенный размер взноса на капремонт, только вряд ли кто на это пойдет.

Поэтому для них будет установлен минимальный платеж в 5,2 рубля, которые будут направляться в «общий котел».

Когда просчитали, оказалось, что срок сбора необходимых средств на проведение капремонта в таких домах значительно превышает сроки действия областной программы, рассчитанной на 30 лет. К примеру, жителям дома 1966 года постройки, имеющего износ 36 процентов, при минимальном взносе потребуется 134 года, чтобы вернуть деньги в Фонд. И это при условии 100-процентной собираемости.

Уложиться в срок можно при взносе 23 рубля за квадратный метр ежемесячно, но понятно, что такой тариф люди просто не потянут. Получается, сотни таких домов потратят из «общего котла» деньги тех, кто проживает в панельных многоэтажках, без надежды их вернуть.

Власти предлагают варианты решения этой проблемы. Среди них – выполнять на наиболее проблемных домах лишь частичный ремонт, увеличить для жителей таких домов размер ежемесячной платы на капремонт (притом что в них в основном живут малообеспеченные семьи, старики) либо добиваться софинансирования из бюджета, на что надежд совсем мало. Как уже сообщал «СК», в бюджете Ульяновска на софинансирование платежа за капремонт муниципального жилого фонда в 2015 году заложено 1,375 миллиона рублей.

Между тем, по данным Гигирева, исходя из данных реестра эта сумма должна быть не менее 16-18 миллионов. В месяц.

Дмитрий Минаев