После Нового года ульяновское левобережье может накрыть мусорный коллапс. Ведь на данный момент ни один полигон ТБО, действующий на левом берегу Волги поблизости от Ульяновска, не включен в государственный Реестр объектов размещения отходов и поэтому лишится права принимать у себя мусор. Руководство ООО «Полигон» уверено, что это ( один из итогов затяжной борьбы по устранению их предприятия с рынка утилизации ТБО.
Впрочем, борьба еще продолжается.
Палки в колеса
Понятно, что любой здравомыслящий человек не хочет жить поблизости со свалкой. Однако человечество продолжает ежеминутно производить мусор, который нужно куда-то девать. Почти идеальным вариантом был бы, наверное, мусоросжигательный завод в каждом городе. Но для Ульяновска такой объект, по оценкам специалистов, окупится лишь при условии, если ТБО со всех районов будут вывозиться только на этот завод.
Выполнить подобное трудно, поэтому нашему региону пока приходится использовать другие способы ликвидации отходов – захоронение на полигонах. Разместить их где-то в глуши, совсем в стороне от населенных пунктов, не получается: нужно прокладывать туда дороги, чистить их зимой и т.д. Если все возложить на предприятия мусорного бизнеса, то завтра появится такой высокий тариф за утилизацию ТБО – ахнешь. Ведь наше государство не стремится хотя бы частично субсидировать работу с отходами, как это делают, например, в некоторых странах Западной Европы. Значит, вокруг российских полигонов ТБО в их сегодняшнем виде по-прежнему будут возникать конфликты, связанные с экологией, с санэпидобстановкой, с правом каждого человека на здоровую окружающую среду. Часто эти конфликты подогреваются и усугубляются вместо согласованного решения проблем.
ООО «Полигон», эксплуатирующее объект по захоронению ТБО в районе Красного Яра, все испытало на себе, хотя стремится работать по закону. Однако два пожара, случившиеся в 2014 году, многочисленные внеплановые проверки, судебные иски, периодические вспышки информационной войны делают свое дело – хоть закрывайся! Но ведь поток мусора на полигон из Заволжья, Старомайнского и Чердаклинского районов не иссякает. Нужно искать какой-то консенсус. Вот и губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, выступая недавно с бюджетным посланием, вновь повторил, что необходимо на деле снять барьеры, мешающие развитию бизнеса, оказать ему грамотную поддержку. Тем более бизнесу, занимающемуся жизнеобеспечением.
Но диалог получается далеко не всегда. По словам директора ООО «Полигон» Владимира Мамонова, руководство предприятия каждый день – словно на передовой: приходится постоянно кому-то доказывать, что «Полигон» работает честно и хочет так работать. Сейчас наблюдается очередная «эскалация военных действий».
Иск областного Управления Росприроднадзора к «Полигону» по поводу экологических платежей – застарелая «болячка». Сумма иска, правда, за время разбирательств снизилась в 12 раз, но процесс продолжается.
– Два года назад нам был предъявлен иск на 76 млн рублей, рассказывает учредитель ООО «Полигон Александр Хохлышев.- Для сравнения – годовая выручка предприятия составляет лишь 15млн. Росприроднадзор потребовал с нас платежи за негативное воздействие на окружающую среду предприятий, размещающих на нашем полигоне свои отходы. Но ведь предприятия уже заплатили за утилизацию, мусор сдали, куда положено. Мы свои экоплатежи тоже внесли – что еще?
В результате долгих судебных разбирательств нам удалось снизить сумму иска до 6 млн рублей. По решению суда мы должны заплатить за компании ООО «Мегалинк», ООО «ЖСК Комплекс», ООО «СМУ». Но это – управляющие компании. Они не производят мусор, который размещают на нашем полигоне. Они организовывают вывоз ТБО от населения. Получается интересный прецедент, наверное, единственный в РФ, что опосредованными плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду становятся жители, выбрасывающие в контейнеры бытовой мусор. Мы имеем право выставить регрессные иски управляющим компаниям, а в итоге – жильцам. Тем не менее от исполнения решения суда насчет 6 млн «Полигон» не уклоняется. Но продолжает спор: уже зарегистрировано наше обращение в Верховный суд РФ. Процесс может растянуться еще на год-полтора. Поэтому появляющиеся сейчас новости о победе Управления Росприроднадзора над «Полигоном» выглядят, по меньшей мере, странно. Заодно происходит подмена понятий. Ранее сообщалось, что нас оштрафовали на 7 млн рублей. Но это же не штраф за нарушения, а гражданский иск. Нужно разбираться с нестыковками в законодательстве. Однако все преподносится так, что нехороший «Полигон» наказан через суд. Суммы, выставляемые по иску Управления Росприроднадзора, просто убивают ведение бизнеса. Сейчас судебным приставом на полигон ТБО наложен арест в целях обеспечения иска. И это по сути рядовое процессуальное действие преподносится как намерение Роспотребнадзора в самое ближайшее время продать наше имущество за долги. Но ведь руководитель управления прекрасно понимает, что судебный спор еще далеко не окончен. И даже если был бы окончен, то процедура продажи арестованного имущества с торгов непроста для реального исполнения. Зачем же нагнетается обстановка, вносятся помехи в нашу работу? Ведь арест полигона не мешает продолжать его эксплуатацию.
Бьют по паспорту
Ситуация вокруг государственного Реестра объектов размещения отходов, по словам директора «Полигона» Мамонова, представляет особую угрозу нормальной работе предприятия: – Согласно Федеральному закону №89-ФЗ, с 1 августа 2010 года все полигоны ТБО должны войти в Реестр: без этого мусор складировать запрещается. Еще в начале 2011 года я направлял письмо в Росприроднадзор, чтобы нас включили в Реестр. Мне тогда ответили, что механизм пока не разработан. В конце августа 2014 года нам пришло письмо из Управления Росприроднадзора, что до 29 сентября 2014 года мы должны предоставить документы нашего полигона для включения в Реестр. Мы все отправили, а в ноябре получили обескураживающий ответ: в Реестр ваш полигон включить нельзя, так как он находится на земле населенного пункта (в Заволжском районе Ульяновска), что запрещено законом. У нас в кадастровом паспорте действительно так написано: земли населенного пункта. Нам выделял в свое время участок в аренду город конкретно под строительство полигона ТБО. Вот такая правовая коллизия получается: землю используем по целевому назначению, формально расположеныв черте Ульяновска, а фактически в населенном пункте не находимся. До города 17 км, до Красного Яра – 5 км, до Колхозного – 2 км. Санитарно-защитная зона полигонов ТБО допускается до километра. Получается, что с 2015 года Заволжью официально размещать мусор поблизости будет негде. А если везти на правый берег, то обойдется в три раза дороже. Наш полигон может прекратить существование не в силу переполненности отходами или отсутствия документации, не по решению суда, а по формальной причине из-за строчки в кадастровом паспорте. По новому Генплану Ульяновска эти земли, скорее всего, не будут в дальнейшем относиться к населенным пунктам, но Генплан пока не принят. Левобережье по утилизации мусора становится заложником чьих-то непонятных интересов. Причем я уверен: как только мы прекратим прием мусора, им будут завалены ближайшие леса.
Зато на сайте Экологической палаты появляется информация, и суть ее такова: никаких законных свалок в Заволжье после 1 января не будет, а самый незаконный «Полигон». Информационные атаки делают свое дело: у нас появились проблемы с клиентами. Юридические лица опасаются продлевать с «Полигоном» договоры, потому что он якобы работает незаконно: не включен в Реестр, имущество арестовано. А ведь идет договорная кампания на следующий год. Кто ответит за ее возможный срыв?
Реконструировать, нельзя закрыть
Запятую после первого слова в предыдущей фразе поставили 3 декабря публичные слушания по реконструкции объекта, принадлежащего ООО «Полигон». Действующая рабочая карта полигона исчерпает себя через полтора года, поэтому предприятие уже сейчас задумывается и о своем развитии, и о перспективах утилизации мусора в левобережье. Заранее был заказан проект на реконструкцию – в виде полигона курганного типа, который разместится на имеющихся картах и постепенно достигнет высоты 23 метров. Такие полигоны российским законодательством разрешены.
Это позволит продлить срок жизни полигона на восемь лет без крупных инвестиций.
Полигон ТБО – экологически опасный объект, поэтому его проект должен для начала пройти публичные экологические слушания по оценке воздействия на окружающую среду. Лишь после того, как население одобрит начинание, проект можно отправлять на государственные экспертизы. В Ульяновске такие слушания проводились впервые (состоялись в администрации Заволжского района). В итоге после бурных дебатов 106 присутствовавших проголосовали «за», 36 – «против».
– Нас смутило крайне негативное отношение к проекту со стороны председателя Экологической палаты, причем без вопросов по существу, – говорит Александр Хохлышев. – А до слушаний в Заволжье появились листовки без подписи с призывами закрыть наш плохой полигон, потому что рядом есть другой – современный, безопасный, соответствующий всем требованиям. Такие методы конкуренции выглядят, мягко говоря, странными. Почему нас закрыть, а других оставить? Ведь мы тоже имеем лицензию на свою деятельность. Впереди нас, вероятно, ожидает еще один «информационный триллер» – о взыскании с «Полигона» в 25-кратном размере платежей за выбросы вредных веществ в атмосферу, внести деньги добровольно уже предложено. Однако выдача разрешения на выбросы затягивалась два квартала явно не по нашей вине: мы обратились за продлением лимитов заранее. Создается впечатление, что медийной активностью отдельных экологов и Росприроднадзора, письмами, судами нас фактически выдавливают с рынка. Конфликт вспыхнул с новой силой, вылился в СМИ. «Полигон» густо мажут черным. Считаю, подобная деятельность направлена на закрытие нашего полигона. Но надо понимать, что, если нас не включат в тот же Реестр, мы будем искать защиты в суде. И надо понимать, что если суд будет на нашей стороне, то кто-то должен ответить за отказ, потому что мы продолжаем нести расходы по содержанию полигона, платить зарплату. Чиновник, принимающий важное решение, должен отвечать за свои действия. «Полигон» готов решать все проблемы конструктивно, но если потребуется, будет отстаивать свои права всеми законными способами.
Константин ЖУКОВ
в газете на правах рекламы