Ежегодно государство оказывает соцпомощь более чем 34 миллионам человек: пожилым гражданам, инвалидам, детям-сиротам, семьям, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
С 1 января 2015 года эти люди почувствовали повышенную заботу о себе со стороны государства, а количество тех, кто имеет право на эту помощь, станет больше. В этот день вступил в силу закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который уже был назван революционным и парламентариями, и экспертами. Документ меняет систему, предлагая в первую очередь новые стандарты качества.
В борьбе за клиента
Еще в прошлом году социальными услугами могли бесплатно воспользоваться лишь те, чей доход ниже одного прожиточного минимума, установленного в регионе. С первого января, согласно новому закону, эта планка была поднята до полутора прожиточных минимумов, что значительно расширило категорию граждан-потребителей и повысило доступность услуг.
Изменилась и сфера платных социальных услуг. Граждане с доходом выше установленной планки, но находящиеся в особом статусе (например, бывшие военные, получающие повышенную пенсию), как имели, так и будут иметь право воспользоваться соцуслугами на платной основе. Однако если ранее обслуживанием бесплатно или за деньги занималось исключительно государство, то теперь в эту сферу придут НКО и другие частники.
– Я бы не стала причислять НКО к другим частникам, – говорит Елена Шпоркина, начальник отдела поддержки некоммерческих организаций и развития гражданского общества Общественной палаты Ульяновской области. – Привлечение некоммерческих организаций в сферу оказания социальных услуг населению – один из нынешних приоритетов государства. Доступ к рынку социальных услуг открывает для НКО огромные возможности и с точки зрения налаживания более плотных контактов с населением региона, и в смысле повышения финансовой устойчивости. Но возникает вопрос – насколько НКО к этому готовы и способны ли конкурировать с другими участниками рынка?
Мешает НКО выйти на этот рынок ряд внутренних проблем: кадровые проблемы, нехватка помещений и материального обеспечения. У некоторых организаций опасения вызывает необходимость внесения изменений в уставные документы, связанные с новыми видами деятельности.
Но наряду с этим у НКО есть ряд преимуществ перед государственными и муниципальными учреждениями. Сила НКО, оказывающих социальные услуги, состоит в том, что они берут на себя то, что не берет государство. Они берут на себя просветительскую и инновационную составляющие.
Главное – наладить эту цепочку: спрос населения – разработка стандарта услуги – принятие стандарта государством и формирование госзаказа на данную услугу.
«Не положено» – больше не скажут
Отныне подход к каждому конкретному человеку будет зависеть от его потребностей, для этого государством вводится понятие «индивидуальная программа».
Мы часто вынуждены не выходить за рамки «положено» – «не положено», и в этом смысле новый закон поможет вздохнуть с облегчением. Например, в частном секторе, где живут люди без водопровода, у нас много клиентов. Стандарт предполагает, что социальный работник приносит воду с колонки нуждающимся до восьми раз в месяц. Больше – не положено, меньше – невыгодно самому работнику, чья зарплата зависит от количества выполняемых услуг. По новым правилам уже на стадии заключения договора мы определяем, будут это две доставки или, условно говоря, двадцать две – сколько необходимо.
Для того чтобы начать пользоваться социальными услугами и получить свою индивидуальную программу, отныне нужно будет подать заявление и получить на него ответ в течение 10 рабочих дней. При этом программа, во-первых, закреплена за человеком, даже если он меняет место жительства, а во-вторых, будет подлежать пересмотру не реже чем раз в три года. Тем, кто и до первого января получал социальные услуги, сформируют программу без дополнительной бумажной волокиты.