ВАСИЛИСА КРАСНОВА
После масштабных праздников в супермаркет заходишь с осторожностью. Кажется, что увидишь что-нибудь невероятное – пустынные полки, с которых веселящийся народ унес все, что смог, или цены, взлетевшие до небес. Впрочем, все опасения – лишь буйство разгулявшегося за десять дней воображения. В местных магазинах недостатка нет ни в товаре, ни в покупателях. Правда, ульяновцы выбирают продукты аккуратно. К ценам присматриваются.
– Все подорожало после праздников, – сокрушается пенсионер Владимир Поляков. – Только сахар процентов на 60 вырос.
Данные статистики с выводами Полякова не совпадают, однако, судя по ним, сахар действительно сильно подрос в цене. По данным мониторинга, который во время новогодних праздников проводили специалисты областного минсельлесхоза, в период с 30 декабря прошлого года по 9 января нынешнего потребительские цены на сахар-песок увеличились в среднем на 5%. Наиболее существенный рост отмечается в магазинах федеральных сетей – на 9%. В первую очередь, за счет сети «Магнит», где за период с 30 декабря по 4 января цена на сахар повысилась с 45,80 до 57,10 рубля за килограмм, или на 24,6%.
Менее внимательные покупатели сильной разницы в стоимости привычного набора продуктов не видят. Это можно объяснить отсутствием резкого скачка цен. Также не стоит забывать, что цены на один и тот же товар варьируются. К примеру, батон белого хлеба можно купить и за 19 рублей, и за 37, а килограмм яблок – как за 49, так и за 100 рублей. В целом темпы роста цен на сегодняшний день зависят от того, остались ли еще в магазинах запасы товаров, которые ритейлеры закупали по старым ценам. Речь идет о продуктах, имеющих длительный срок хранения: макаронах, консервах, кофе, чае и т.д. Хватить таких запасов может на весь следующий месяц, а то и на полтора. После этого магазины вынуждены будут закупать товары и продавать их по более высоким ценам.
Впрочем, многие поставщики позаботились об увеличении цен заранее.
– Извещения от поставщиков продовольственных товаров о повышении отпускных цен на продукцию стали активно поступать к нам с осени 2014 года, – комментирует заместитель директора Волжского филиала компании Х5 RetailGroup Алексей Сорокин. – Подобные письма в офис Волжского филиала компании поступили от предприятий мясного, молочного, рыбного гастрономов, ряда хлебокомбинатов, предприятий, производящих кондитерские изделия, поставщиков крупяных изделий, алкоголя. Обоснования повышения отпускных цен, которые приводят поставщики, следующие: повышение цен на отдельные компоненты продукции, закупаемые за валюту; повышение курса доллара и евро; повышение стоимости электроэнергии, топлива, логистических услуг.
Некоторые доводы поставщиков и производителей выглядят вполне обоснованными. Так, динамика курса валют и правда влияет на стоимость товаров. Причем не только импортных. По сложившейся в нашей стране традиции, когда рубль ослабевает, российские производители тоже начинают поднимать цены. В ходе рабочей встречи с министром сельского хозяйства РФ Николаем Федоровым, состоявшейся 8 января, премьер-министр России Дмитрий Медведев уделил этой теме особое внимание. «Есть обоснованный рост, а есть абсолютно необоснованный – такая спекулятивная маржа, которую снимают на целом ряде экономических факторов, включая и ситуацию с валютой, и целый ряд других причин», – отметил Медведев, поручив руководителю аграрного ведомства внимательнее следить за ситуацией на продовольственных рынках.
Обоснованный или нет – рост цен все же есть. Так какие продукты подорожали заметнее всего? Читатели «УП» сообщают, что в праздники снова подорожали куриные яйца – с 52 до 67 рублей за десяток. Также подросли цены на куриные суповые наборы. Теперь их можно купить по цене 77 рублей за килограмм. В прошлом месяце – на 11 рублей дешевле. Как и в предновогодние недели, продолжает расти в цене плодоовощная продукция: огурцы, томаты, перец сладкий, картофель, морковь, капуста, лук, морковь, яблоки. Рост цен на данную продукцию специалисты минсельлесхоза региона объясняют сезонностью и ростом издержек по хранению. А вот изменение цен на импортные фрукты, такие как апельсины или виноград, обусловлено сокращением наличия продукции дешевого ценового сегмента в связи с высоким спросом населения в предновогодние дни.
– По остальным продуктам питания колебания цен как в сторону увеличения, так и в сторону снижения составляли в пределах 2 – 3% и соответствовали общероссийским тенденциям потребительского спроса в предновогоднюю неделю, – говорит министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александр Чепухин.
Что будет происходить с ценами дальше, сейчас сказать сложно. Очевидно, что отдельные категории товаров продолжат дорожать, однако некоторые продукты должны и подешеветь. В их числе – гречка, которую ульяновцы до праздников буквально смели с прилавков. Возможно, что после резкого скачка вверх немного снизится и стоимость сахара. В конце концов, в сдерживании цен заинтересованы сами продавцы. Покупательская способность россиян падает, и в этой ситуации для них важно сохранить лояльность постоянных клиентов. Для этого они используют целый комплекс мер: проводят тендеры на определение минимальных цен на отдельные категории продовольственных товаров, ищут новых поставщиков, предлагающих адекватные цены. Особое внимание уделяется программам по использованию скидок.