Анатолий МАРИЕНГОФ
В этом месяце в Ульяновске выходит художественный альбом избранных работ известного в Павловском районе живописца Владимира Зинина.
Автор десятков характерных портретов своих земляков и пейзажей сельской глубинки прославился не только как мастер кисти. Именно его рукой были созданы скульптурные памятники героям в селах Ев-лейка и Шиловка. Кроме того, Зинин – автор цикла исторических композиций «Вооруженный народ». Выход альбома – отличный повод вспомнить творческий путь мастера и познакомить читателей «НГ» с некоторыми его работами.
Живописец и учитель
Владимир Зинин родился в селе План Неверкинского района Пензенской области в 1926 году. Талант художника проявился у него в детстве. В школе на уроках рисования Володя рисовал лучше всех, но собою не был доволен – знал, что ему еще надо учиться. Впоследствии Зинин окончил Пензенское художественное училище, а потом навсегда переехал в Павловский район.
Здесь Владимир Николаевич много лет работал педагогом в школе, учил ребят композиции и живописи. В районе его знают и любят: картины мастера выставляют для школьников и дошкольников, а педагоги рассказывают ребятам о творческом пути живописца. Помимо прочего, работы Зинина вошли в программу взаимодействия детских садов района с творческим объединением «Палитра». Воспитатели считают, что пейзажи и портреты художника могут привить детям любовь не только к искусству, но и к родному краю.
– Первый раз я приехал в Павловку, когда началась война, – вспоминает другой художник Павловского района Игорь Буслаев. – Мое детство прошло в Павловке, здесь начал пробовать рисовать, – сначала на бумаге, потом на школьной доске. За успехи в рисовании даже получил в подарок медовые краски. Как-то зашел ко мне учитель рисования Владимир Зинин, посмотрел мои рисунки и сказал: «Ты – готовый художник». Я запомнил его слова на всю жизнь.
В своих лучших полотнах Владимир Зинин использовал так называемое «пастозное» письмо. Оно отличается тем, что на картинах ясно видны мазки краски. Краска остается на холсте бугорками, видны даже повороты кисточки. Ну а высокие мазки дают дополнительные тени изображению, что оживляет картину.
известность и выставки
Широкую известность «самородку из глубинки» принесла выставка в зале Ульяновского областного художественного музея в 1999 году. Директор музея Татьяна Федоровна Верещагина тогда разыскала автора поразивших ее картин и пригласила к себе. Большой зал не смог вместить всех его работ (это, на минуту, около 100 картин). Полотна Зинина были названы «окном в мир добра, красоты и гармонии».
Разумеется, эта выставка не стала последней. К примеру, в 2006 году в выставочном зале Ульяновского союза художников была открыта еще одна авторская экспозиция, теперь уже посвященная 80-летию Владимира Николаевича.
– Работы художника Зинина органически входят в ряд лучших пейзажных произведений советской живописи 1970-х годов, – такой тогда была оценка председателя Ульяновского отделения Союза художников России Аркадия Егуткина.
К слову, Зинин стал родоначальником целой династии художников. Его сын Александр, сноха Людмила, внучки Мария и Елена – профессиональные живописцы и дизайнеры. Именно Александр, кстати, и стал инициатором создания этого нового художественного альбома.