С развитием промышленности все чаще встает вопрос об очистке производственных сточных вод и утилизации отходов. Экологическая ситуация вынуждает ужесточать требования к сбросу отходов и сточных вод предприятий. Как известно, практически ни одно из них не может работать без образования отходов и сточных вод. При проектировании производства еще несколько лет назад не особенно учитывали образование и дальнейшую утилизацию и очистку. Все решалось более простым способом: сточные воды отводились на ближайшую точку приема канализационных или ливневых стоков или сбрасывались на рельеф (водоем). Последствия для окружающей среды и подземных вод при этом не рассчитывались.
Этой проблеме и был посвящен прошедший в канун нового 2015 года в министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области «круглый стол». Учитывая большую значимость проблемы, в мероприятии приняли участие председатель комитета Законодательного собрания региона по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Виктор Антипов, заместитель министра аграрного ведомства – главный эколог региона Дмитрий Федоров, главный эколог города Ульяновска Данила Урдин и директор филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области» (ЦЛАТИ) Фанис Халиуллов. Для участия в работе форума были приглашены представители Управления Роспотребнадзора, министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта.
Как отметил Дмитрий Федоров, необходимость встречи вызвана тем обстоятельством, что сегодня ситуация со сбросом промышленных сточных вод начинает кардинально меняться. Все более ужесточающиеся законодательные и нормативные требования требуют поиска и разработки наиболее эффективных. Казалось бы, совсем еще недавно мы совершенно безопасно для собственных жизни и здоровья брали питьевую воду из рек, озер и прочих источников. Теперь тут и там устанавливаются многоступенчатые системы очистки и обратного осмоса. Мы покупаем очищенную воду в бутылях и даже привыкаем к этому. Но, как показывает практика, это не выход из положения и, тем более, не решение проблемы, начинающей принимать глобальный характер.
На чистую воду
Вопрос далеко не праздный, если учесть, что в Ульяновской области на многих предприятиях жилищно-коммунального хозяйства действуют старые очистные сооружения, построенные еще в 70-80-е годы прошлого века. Не более половины таких сооружений работали эффективно даже на момент запуска в эксплуатацию. Сегодня их износ и амортизация и вовсе достигли 100 процентов. Практически ни одно старое очистное сооружение не соответствует требованиям законодательства по сбросу сточных вод.
Ситуация осложняется тем обстоятельством, что универсальных методов очистки сточных вод не существует. Многообразие технологий производства порождает различные по своему составу сточные воды. Соответственно этому, исходя из состава сточной воды, подбираются та или иная технология очистки и оборудование. И вот что мы имеем. В Ульяновской области среднегодовой объем сточных вод составляет 120-130 миллионов кубометров. Из них около 90 процентов сбрасывается без очистки и недостаточно очищенные. А как может быть иначе, если в регионе осуществляют сбросы 30 субъектов хозяйственной деятельности, оснащены же очистными сооружениями 20, а оборудованы средствами учета и контроля качества сбрасываемых сточных вод всего четыре? При этом нет ни единого субъекта, который не превысил бы нормативы годовых допустимых сбросов.
А теперь рассмотрим характерные нарушения, выявляемые министерством в сфере охраны водных объектов. Так, например, муниципальное предприятие «ЖКХ «Мулловский» Мелекесского района при осуществлении деятельности по водоотведению сбрасывало сточные воды с очистных сооружений в реку Сосновку без решения о предоставлении для этих целей водного объекта в пользование.
Аналогичные нарушения отмечены в деятельности муниципального предприятия «ЖКХ «Майнское», осуществляющего сброс сточных вод в ручей Вязовский.
По искам ведомства Ульяновский областной суд обязал администрацию Барышского района организовать очистку сточных вод в реку Сыр-Барыш и принять меры по ремонту четырех канализационных насосных станций. А также запретил содержание крупного рогатого скота в постройках, расположенных в санитарной зоне реки Барышка, и размещение отходов от содержания скота на берегу реки в рабочем поселке Ленина. Виновные, как сообщается, привлечены к административной ответственности.
Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в 2011-2014 годах были проведены проверки соблюдения режима использования земельных участков с существующей застройкой береговых полос 28 рек, поднадзорных региональному государственному экологическому надзору. Проверены территории 52 населенных пунктов муниципальных районов и городских округов Ульяновска и Новоульяновска, Барышского, Сенгилеевского, Старомайнского, Тереньгульского, Майнского, Вешкаймского, Ульяновского и Чердаклинского районов.
Установлено, что практически во всех населенных пунктах повсеместно в пределах береговых полос расположены приусадебные участки старой индивидуальной жилой застройки, хозяйственные постройки, происходит распашка земель в целях ведения личного подсобного хозяйства. Берега рек давно заросли непроходимыми дебрями из деревьев и кустарника, захламлены отходами. Только нового здесь ничего нет. Порочной практике захламления местных рек и речушек много лет. Еще в советские времена летние фермы (калды) для крупнорогатого скота колхозы и совхозы всегда старались строить по берегам рек, причем не вниз, а вверх по течению, когда навоз с летних стойбищ стекал по реке в.ближайшее село, где рыбачили, брали воду для хозяйственных нужд, купались, строили пруды… Это считалось в порядке вещей. Сменились времена, общественный строй, формы хозяйствования, а стремление не задумываясь травить вокруг себя все живое осталось. При этом повсеместно отсутствует информация о недопустимости занятия и захламления береговых полос водных объектов. Такая работа находится в полномочии органов местного самоуправления поселений и городских округов. Смущает одно: местное начальство, похоже, об этом забыло.
Достаточно сказать, что «Дыхание земли» постоянно говорит о свалках, которые растут вокруг сельских поселений как поганые грибы. Приглашаем пройти по иным деревенским улицам. Зеленых насаждений – минимум. Дороги разбиты тяжелой техникой. Вокруг домов не палисадники и клумбы, а горы дров на зиму, деловой кругляк, поленницы, стога сена и соломы. Помои выливаются прямо здесь, под окнами. И что? Органы местного самоуправления словно воды в рот набрали. За весь минувший год вынесено всего 10 постановлений органов прокуратуры, проведено 13 административных расследований. В области водных отношений выявлено 23 нарушения.
Идем дальше. За этот же период по фактам нарушения требований к охране водных объектов привлечены к административной ответственности пять юридических, столько же должностных и одно физическое лицо. За нарушение правил водопользования и условий лицензий выявлено 10 нарушений, из которых два в отношении детских учреждений отменены, одно прекращено и два находятся на рассмотрении в суде.
Кипят нешуточные страсти вокруг самовольных захватов водных объектов, гневно хмурит брови прокуратура, возмущаются средства массовой информации. А что на выходе? Привлечены к ответственности два должностных и одно физическое лицо. Еще один гражданин понесет административное наказание за самовольную врезку в систему водоснабжения.
Всего по фактам нарушения водного законодательства наложено штрафов на 263,5 тысячи рублей. Опять же взыскано пока только 98 тысяч.
И это работа? Вот что говорит председатель Экологической палаты региона Александр Брагин: «Прежде всего, нужно заставить реально работать те механизмы в части экологии и природопользования, которые созданы в регионе. В районах области работа по экологии в большинстве своем не ведется, поручения вышестоящих руководителей не выполняются, работы с населением нет». Что называется, не убавить, не прибавить. Между тем впору кричать «караул». Судите сами. Сотрудниками филиала ЦЛАТИ по Ульяновской области произведен отбор проб воды на территории Димитровградского ООО «Завод Трехсосенский». Материалы проверки были направлены в отдел МВД России «Димитровградский». Ответ способен шокировать: «По результатам расследования лиц, совершивших сброс отходов, установить не представилось возможным».
Результаты анализа проб воды в районе Черного озера города Димитровграда показали превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) сульфатов – в полтора, железа и меди – два, нефтепродуктов – в 1,4 раза. И опять: «Источники загрязнения не установлены».
Не установлены они и на сбросе сточных вод ливневой канализации ОАО «Димитровградхиммаш» ниже по течению гидротехнического сооружения Верхнего пруда.
О какой эффективности принимаемых мер здесь можно говорить? Впрочем, перечень нарушений этим не исчерпывается. ООО «Сосновый бор», например, складировало отходы деревообработки вдоль берега реки Поспеловка на площадке протяженностью около 20 метров, в результате они «систематически сваливаются в реку, загрязняя водный объект». Установлено при этом, что отходы производства фирма складирует самовольно, не имея разрешительных документов на право пользования данным земельным участком. Генеральный директор ООО «Сосновый бор» оштрафован за нарушение требований к охране водных объектов.
Идем дальше. В Ульяновской областной психиатрической больнице № 2 не нашли ничего лучше, как использовать реку Бадейка для сброса сточных вод. При этом ни нормативов допустимого сброса сточных вод, ни разрешения на их сброс в реку администрация больницы не имела. Более того, очистные сооружения здесь отсутствуют, а отстойник длительное время не подвергался какой-либо очистке. Люди в белых халатах словно забыли, что сброс сточных вод в отсутствие необходимых разрешительных документов ведет к бесконтрольному использованию водного объекта и создает опасность причинения ему существенного вреда. Виновных оштрафовали. Может быть, такая мера заставит их наконец задуматься.
Не иначе как варварством можно назвать действия ульяновского ООО «Монолит-Сервис», которое севернее жилого дома по улице Кролюницкого, 31 в областном центре допустило размещение на прибрежной полосе и непосредственно в реке Сим-бирка отходов пятого класса опасности. Это, напомним, земляной грунт, битый кирпич, бытовые отходы в виде пластиковых и стеклянных бутылок, коробки из-под соков, полиэтиленовые пакеты… Частично замусорен и практически завален грунтом оголовок водоприемной трубы, что затрудняет свободный водоток реки Симбирка. Нарушители отделались штрафом.
Барыш заливает сточными водами
Перечень проблем оказался столь велик, что после «круглого стола» буквально через несколько дней состоялось совместное заседание комитета по аграрным вопросам и комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Законодательного собрания Ульяновской области. Дмитрий Федоров еще раз напомнил, что проблема загрязнения водоемов сточными водами остро стоит почти во всех регионах ПФО. Долгое время в регионе первостепенное внимание уделялось вопросам качества питьевой воды, но оставались в тени проблемы водоотведения и канализации. В числе проблемных зон главный эколог региона называет Ишеевку Ульяновского района, поселок Цемзавод Сенгилеевского, Димитровград, поселок имени Карамзина, населенные пункты Старомайнского и Сурского районов.
Но самая тяжелая ситуация, по его мнению, сложилась в городе Барыше, где очистные сооружения вышли из строя еще 12 лет назад. Все это время природной среде наносится экологический ущерб. Но, главное, нарушается право горожан на благоприятные условия жизни. Источником проблемы, как выяснилось в ходе обсуждения, являются канализационные насосные станции. Они находятся в нерабочем состоянии и не могут осуществлять перекачку канализационных стоков. В итоге оказались затопленными колодцы канализационных станций и центральный коллектор. Протекая по поверхности грунта, нечистоты впадают прямиком в реку Сыр-Барыш. По решению суда администрация Барышского района была оштрафована, что на исправность очистных сооружений никоим образом не повлияло. И повлиять не могло, так как средств на их ремонт нет ни в районном бюджете, ни у коммунальных структур.
Это, простите, средневековье. Большой город 12 лет утопает в нечистотах, и никому, похоже, до этого нет дела, и прежде всего – местной администрации. Заставьте меня поверить, что за все эти годы нельзя было найти выход из ситуации. Ссылка на отсутствие денег в данном случае видится не более чем отговоркой. В Инзе, насколько помнится, тоже никогда не было денег на хорошую воду. Но когда на город обрушилась эпидемия и сотни человек оказались на больничных койках, нашлось все: деньги, специалисты, возможности… Между тем инзенское ЧП покажется детским лепетом по сравнению с тем, что может произойти в Барыше. Ждем большой беды? Она, поверьте, ждать себя не заставит. Как полагают эксперты, проблема очистных сооружений с первого января наступившего 2015 года обострится до предела. Вступили в силу изменения в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с которыми надзорные органы получили право приостанавливать работу тех предприятий, которые не проводят очистку сточных вод. Что это значит для такого крупного промышленного центра региона, как Барыш, объяснять не надо. Одно не вызывает сомнений – ситуация в городе критическая.
Участники совещания предложили свои варианты решения проблемы. По мнению Виктора Антипова, необходимо всесторонне проанализировать ситуацию с очистными сооружениями в целом по региону, привлечь к этой работе власти всех уровней, экспертов, надзорные органы. Обязательной видится разработка программы по ремонту очистных сооружений прежде всего в сельской местности, изыскание необходимого финансирования. В свою очередь депутаты областного парламента возьмут ситуацию на контроль и определят первоочередные направления работы. «Предлагаю создать рабочую группу, – высказал свою точку зрения Виктор Антипов. – В нее войдут специалисты из комитетов Законодательного собрания и профильных министерств. Экстренные меры, по Барышу необходимо принимать уже сегодня».
«Основная задача в настоящее время, – считает председатель комитета ЗСО по жилищной политике Геннадий Антонцев, – найти экспертов, которые после обследования состояния очистных сооружений предложат способ решения проблемы».
Депутат Валентин Трубчанин, в свою очередь, считает, что необходимо прежде всего снять остроту проблемы. «Жители Барыша сегодня находятся в ужасающих условиях. Первым делом необходимо очистить и увести трубу с улицы, чтобы огородить жителей от растекающихся по городу нечистот. И параллельно разработать блок мероприятий для достижения максимального эффекта».
Участники совещания пришли к единому мнению: для успешного выхода из сложившейся ситуации необходимы дополнительные источники финансирования. Для этого нужно не только предусмотреть их в областном бюджете, но и войти в федеральные целевые программы. Это тем более необходимо, что региону справиться с проблемой в одиночку будет не под силу. Другой вопрос, нужны ли федеральному центру наши проблемы. Но это уже тема отдельного разговора.
Виктор Никитин

Наша справка
Сточные воды – любые воды и атмосферные осадки, отводимые в водоемы с территории промышленных предприятий и населенных пунктов через системы канализации или самотеком, свойства которых оказались ухудшенными в результате деятельности человека.