Судя по статистике посещаемости интернет-страниц, нашим читателям хлеба не надо – дай пообсуждать проступок сына действующего вице-губернатора и назначение бывшего вице-губернатора ректором Политеха. На этом фоне тема роста цен на продовольствие привлекает неоправданно мало внимания, хотя касается гораздо более широкого круга людей. Сегодня в региональном минсельлесхозе прошло совещание с участием сельхозтоваропроизводителей области и представителей торговых сетей – обсуждали ситуацию на продовольственном рынке.
Представители торговых сетей поведали, что дефицита товара в магазинах нет и не предвидится, а вот цены растут.
Представительница сети “Гулливер”, депутат ЗСО Елена Сорокина:
– Недостатка в продуктах питания нет. Весь ассортимент представлен на полках. Ажиотажа нет. Но цены растут – это факт. Растут практически по всем группам товаров.
Слова Сорокиной подтвердили и представители других торговых сетей, представленных в Ульяновске – “Тандер” (“Магнит”) и “X5” (“Перекресток” и “Пятерочка+”).
С чем связано повышение цен? С этим вопросом чиновники минсельхоза обратились к товаропроизводителям.
Роман Коржов – руководитель ульяновского представительства компании “Молвест”(производитель линейки молочных продуктов “Волжские просторы”):
– Повышение на наши молочные продукты было одно – в декабре – и незначительное. Мы очень осторожно подходим к ценовой политике и пока не компенсируем повышение своих затрат на сырье.
В то же время, Коржов не стал отрицать, что молочная продукция скорее всего подорожает в обозримом будущем – в ее производстве высокая импортная составляющая. Даже техника почти вся иностранная. Соответственно, возросший курс иностранной валюты повысит себестоимость и отпускную цену продукции. И это касается большинства продовольственных товаров. Казалось бы, изменение курса валюты не должно повлиять на стоимость сахара, который производится в Ульяновской области. Но нет – семена сахарной свеклы и гербициды, применяемые при ее выращивании – импортные, закупаются также за валюту. Напомним, именно сахар с начала года подорожал больше других продуктов, что видно даже по нашей последней проверке.
мониторинг 12 января-page0001
На совещании присутствовал представитель Цильнинского сахарного завода, который выразил по поводу цены на сахар в сетях недоумение – свою отпускную цену предприятие пока не повышало. Никто из представителей торговых сетей внятных объяснений по поводу скачка цены на сахар не дал. Замминистра сельского хозяйства Александр Братяков предупредил, что ведомству в связи с этим придется обратиться в антимонопольную службу.
А вот гречневая крупа в ближайшее время должна подешеветь. Ажиотажный спрос на нее спал, но на складах магазинов пока остается гречка, закупленная по той, высокой цене. Поставщики же предлагают сетям уже более дешевую крупу. По словам предпринимателя Камаева из Чердаклинского района (он едва ли не единственный, кто производит гречку в Ульяновской области), отпускная цена в ближайшие месяцы сохранится на уровне 35 рублей за килограмм.
Цены на овощи (картошку, капусту и т.д.) растут в соответствии с сезоном. Цены на тепличные огурцы и помидоры на совещании не обсуждали.
В целом участники совещания признали, что на ситуацию с ростом цен они повлиять никак не могут – процесс этот обусловлен внешними экономическими причинами и от них никак не зависит. Обсуждение перешло в более глобальную плоскость – по мнению многих специалистов, в предыдущие годы, когда границы России были открыты для импорта дешевых продуктов, создалось “мнимое благополучие” (термин употребил Братяков). Еда стала более доступна, чем прежде. В итоге мы перестали запасать продукты впрок, консервировать овощи, а некоторые жители села даже забросили огороды, предпочитая покупать овощи в магазине. Потребление в целом выросло. Изменился в сторону более дорогих товаров и состав средней продуктовой корзины. Сейчас, после введения продовольственного эмбарго и роста курса валют, мы пожинаем плоды сложившегося положения вещей – в том числе рост цен. Но в этой ситуации участники сегодняшнего совещания видят для себя радужные перспективы. Дело в том, – поясняют они, – что за “тучные” нулевые страна ослабила свою продовольственную безопасность, стала сильно зависима от импорта, отчасти забыв о собственном производстве.
– Подумать только, мы даже бычью сперму вынуждены импортировать, – сетовал Роман Коржов, – мы не можем восстановить свое мясо-молочное производство хотя бы потому, что у нас попросту нет племенных хозяйств, коров некому оплодотворять!
Вести полноценное производство мешает и техническая отсталость – даже то, что выращено, мы порой не успеваем убирать. Это относится, например, к картофелю и капусте.
Сельхозтоваропроизводители искренне надеются, что сегодняшняя внешнеполитическая ситуация поспособствует развитию отечественного производства, восстановлению продовольственной самодостаточности страны.

Все понимают, что для этого нужны большие деньги. И речь не столько о прямых государственных субсидиях, сколько о дешевых кредитах. Их пока нет. Летом, сразу после введения эмбарго, много писали о том, что банки готовы завалить сельское хозяйство деньгами, но дальше слов никто не пошел. Напротив, ставки по кредитам выросли в том числе и для аграриев. За счет чего ждать улучшения – лично я в ходе сегодняшнего совещания так и не услышал.

Виталий Ахмеров