Из цикла «История как факт».
“Идея строительства авиакомплекса в Ульяновске принадлежит Скочилову,” утверждал как-то в одной из своих публикаций историк Аркадий Смирнов.
Увы – это не так.
Комплекс завода по производству новейших самолетов свалился на ульяновцев подобно божьему дару по велению Москвы. Предыстория такова.
В те годы США поняли, что наступающий 21 век – это век локальных конфликтов в разных частях планеты. И, понятное дело, необходимы крупные большегрузные авиалайнеры для быстрой переброски солдат и вооружения.
И такой аэрогигант в США был создан.
Мог ли Советский Союз в чем-либо (кроме уровня жизни граждан) отстать от Америки? Конечно, нет! И вот в недрах всемогущего ЦК КПСС было принято решение о строительстве гигантского авиазавода для выпуска новейшей аэротехники…
История, некогда имевшая место в Татарстане с КАМАЗом, повторилась в Ульяновске: “Авиастар” решили создать именно тут.
Два обстоятельства сыграли решающую роль: первое – оставался “без дела” громадный строительный комплекс в Набережных Челнах (после завершения КаМАЗа). Второе: ульяновское левобережье Волги (где залегают почти метровые черноземы) – это идеальное плоская равнина, наиболее подходящее для строительства грандиозного аэродрома.
Ну, и конечно, ко всему этому присоединились личные амбиции руководителя региона. В данном случае – первого секретаря ОК КПСС А. Скочилова.
Он старался “выбить” строительство именно для Ульяновска. Руководствуясь теми же соображениями, что и в свое время его сосед и вечный соперник Ф. Табеев, “татарский бабай”…
И когда решение о развертывании супер авиакомплекса именно в Ульяновске было принято (естественно, ЦК КПСС и Совмина СССР) – как возликовал, как высоко воспарил Анатолий Андрианович!
Такое грандиозное событие, такая масштабная стройка, какой высокий пьедестал для лидера области!
Я был тому свидетелем. Как-то явился в А.А. Скочилову. Грузный человек с мясистым лицом и тяжелым взглядом не сдерживал эмоций.Ударил кулаком по столу:
– Слышал? Мне такое дело доверили! С дискриминацией Ульяновска покончено!
И снова – трах! – кулаком…
В этот момент зазвонил телефон “ВЧ”. “Бабаю” звонил не абы кто -а министр СССР по оборонной промышленности.
И каким тоном разговорил с ним “бабай” А. Скочилов!
– Ну, вы слышали, что у нас в Ульяновске затевается? И знаете же, КТО подписал решение об этом (конечно же подписал лично – Л.И. Брежнев – Ж.М.)?! Так вот, убирайте куда-нибудь свою вонючку (речь шла о хорошо известной симбирянам “володарке”)! А то сами бульдозерами снесем!
И захохотал победно.
А не стройся “Авиастар” на подведомственной А. Скочилову территории – разве посмел бы он говорить ТАКОЕ одному из ведущих министров СССР?
Строительство комплекса авиазавода разворачивалось стремительно, с размахом. Курировал это сам министр обороны маршал СССР товарищ Устинов. Он неоднократно прибывал в Ульяновск – и тогда город буквально “ставился на уши”. По всей трассе – от аэропорта до заволжской площадки – через каждые двести метров стояли милиционеры в парадной форме, движение, естественно, останавливалось… Побывав “на месте”, маршал – вполне удовлетворенный увиденным – отбывал на отдых в санаторий “Волжский утес”…
Но однажды случилась “накладка” – да еще какая! На единственный путепровод над железной дорогой в Засвияжье – по недосмотру гаишников – откуда-то выкатился грузовик. И сломался прямо на мосту. А кортеж Устинова как раз въехал на путепровод! И деваться ему было некуда…
Разгневанный маршал развернул свой бронированный лимузин – и укатил в санаторий, даже не заглянув в Ульяновск…
А вскоре маршал Устинов умер. И пришли в СССР невиданные перемены. И долго-долго строившийся “Авиастар” в 2001 году работал лишь на 5 процентов своих мощностей… “Разруливать” ситуацию пришлось уже другим людям…
Скочилова уже нет; того, КТО принимал решения об “Авиастаре” – тоже. Авиагигант за четверть века сожрал гору народных денег а “володарка” как торчала, так и торчит в болотистой низине, под угрозой затопления…
“Дело забывчиво – а тело заплывчиво”, – говорили на Руси. Смысл поговорки очевиден: человек склонен забывать и прощать все.
Но ловлю себя на одной мысли: прежние “провинциальные вожди” – разве они не были похожи друг на друга?
Ну, один энергичнее; другой – сентиментальнее; третий – порядочнее; четвертый – трезвее… Но все, без исключения – аппаратные функционеры, безропотно и старательно реализующие “указания ЦК КПСС”. Неважно какие: разумные или самодурские (вроде повеления Н.С. Хрущева сеять повсеместно именно кукурузу); полезные для народа – или идущие во вред ему (скажем, взимание несусветных налогов с беспаспортного крестьянства). И так далее. Главное: исполнять все идущие сверху старательно – ибо именно от милости или немилости “верхов” зависит благополучие или крах “вождей регионального масштаба”…
Ах, если бы только благополучие их одних!