Из цикла «История как факт».
“Идея строительства авиакомплекса в Ульяновске принадлежит Скочилову,” утверждал как-то в одной из своих публикаций историк Аркадий Смирнов.
Увы – это не так.
Комплекс завода по производству новейших самолетов свалился на ульяновцев подобно божьему дару по велению Москвы. Предыстория такова.
В те годы США поняли, что наступающий 21 век – это век локальных конфликтов в разных частях планеты. И, понятное дело, необходимы крупные большегрузные авиалайнеры для быстрой переброски солдат и вооружения.
И такой аэрогигант в США был создан.
Мог ли Советский Союз в чем-либо (кроме уровня жизни граждан) отстать от Америки? Конечно, нет! И вот в недрах всемогущего ЦК КПСС было принято решение о строительстве гигантского авиазавода для выпуска новейшей аэротехники…
История, некогда имевшая место в Татарстане с КАМАЗом, повторилась в Ульяновске: “Авиастар” решили создать именно тут.
Два обстоятельства сыграли решающую роль: первое – оставался “без дела” громадный строительный комплекс в Набережных Челнах (после завершения КаМАЗа). Второе: ульяновское левобережье Волги (где залегают почти метровые черноземы) – это идеальное плоская равнина, наиболее подходящее для строительства грандиозного аэродрома.
Ну, и конечно, ко всему этому присоединились личные амбиции руководителя региона. В данном случае – первого секретаря ОК КПСС А. Скочилова.
Он старался “выбить” строительство именно для Ульяновска. Руководствуясь теми же соображениями, что и в свое время его сосед и вечный соперник Ф. Табеев, “татарский бабай”…
И когда решение о развертывании супер авиакомплекса именно в Ульяновске было принято (естественно, ЦК КПСС и Совмина СССР) – как возликовал, как высоко воспарил Анатолий Андрианович!
Такое грандиозное событие, такая масштабная стройка, какой высокий пьедестал для лидера области!
Я был тому свидетелем. Как-то явился в А.А. Скочилову. Грузный человек с мясистым лицом и тяжелым взглядом не сдерживал эмоций.Ударил кулаком по столу:
– Слышал? Мне такое дело доверили! С дискриминацией Ульяновска покончено!
И снова – трах! – кулаком…
В этот момент зазвонил телефон “ВЧ”. “Бабаю” звонил не абы кто -а министр СССР по оборонной промышленности.
И каким тоном разговорил с ним “бабай” А. Скочилов!
– Ну, вы слышали, что у нас в Ульяновске затевается? И знаете же, КТО подписал решение об этом (конечно же подписал лично – Л.И. Брежнев – Ж.М.)?! Так вот, убирайте куда-нибудь свою вонючку (речь шла о хорошо известной симбирянам “володарке”)! А то сами бульдозерами снесем!
И захохотал победно.
А не стройся “Авиастар” на подведомственной А. Скочилову территории – разве посмел бы он говорить ТАКОЕ одному из ведущих министров СССР?
Строительство комплекса авиазавода разворачивалось стремительно, с размахом. Курировал это сам министр обороны маршал СССР товарищ Устинов. Он неоднократно прибывал в Ульяновск – и тогда город буквально “ставился на уши”. По всей трассе – от аэропорта до заволжской площадки – через каждые двести метров стояли милиционеры в парадной форме, движение, естественно, останавливалось… Побывав “на месте”, маршал – вполне удовлетворенный увиденным – отбывал на отдых в санаторий “Волжский утес”…
Но однажды случилась “накладка” – да еще какая! На единственный путепровод над железной дорогой в Засвияжье – по недосмотру гаишников – откуда-то выкатился грузовик. И сломался прямо на мосту. А кортеж Устинова как раз въехал на путепровод! И деваться ему было некуда…
Разгневанный маршал развернул свой бронированный лимузин – и укатил в санаторий, даже не заглянув в Ульяновск…
А вскоре маршал Устинов умер. И пришли в СССР невиданные перемены. И долго-долго строившийся “Авиастар” в 2001 году работал лишь на 5 процентов своих мощностей… “Разруливать” ситуацию пришлось уже другим людям…
Скочилова уже нет; того, КТО принимал решения об “Авиастаре” – тоже. Авиагигант за четверть века сожрал гору народных денег а “володарка” как торчала, так и торчит в болотистой низине, под угрозой затопления…
“Дело забывчиво – а тело заплывчиво”, – говорили на Руси. Смысл поговорки очевиден: человек склонен забывать и прощать все.
Но ловлю себя на одной мысли: прежние “провинциальные вожди” – разве они не были похожи друг на друга?
Ну, один энергичнее; другой – сентиментальнее; третий – порядочнее; четвертый – трезвее… Но все, без исключения – аппаратные функционеры, безропотно и старательно реализующие “указания ЦК КПСС”. Неважно какие: разумные или самодурские (вроде повеления Н.С. Хрущева сеять повсеместно именно кукурузу); полезные для народа – или идущие во вред ему (скажем, взимание несусветных налогов с беспаспортного крестьянства). И так далее. Главное: исполнять все идущие сверху старательно – ибо именно от милости или немилости “верхов” зависит благополучие или крах “вождей регионального масштаба”…
Ах, если бы только благополучие их одних!
Автор опуса
Брюзга. Действительно, чем-то травмирован в прошлом. Ну, и бог с ним: с возрастом бороться бесполезно. А вот врать (или сочинять то, чему не был свидетелем либо живописать додуманным) нехорошо. Ведь Ваши басни читают люди, которые так же, как и Вы, жили в описываемое время.
Жану
Жан, ну ведь не настолько ты голодал в детстве, чтобы твой мозг отрафировался. У тебя такие дилетантские суждения, а подаёшь их с таким апломбом, что даже неудобно за тебя.
Жан Миндубаев
Я понял, что автор комментария хотел написать :”АТРОфировался”. Да уж, когда мозг “ОТРАфируется”, медицина и совесть вряд ли помогут…Сочувствую.
Агностик
Желчь, желчь, желчь…
П.Романенко
С интересом прочел. Предисторию поистине грандиозного проекта не знаю – мал был, и вдалеке от Ульяновска. А вот небольшую историю о посещении Устиновым УАПК могу поведать:
Начало 80-х, август. Накануне узнал (все знали и готовились) о приезде члена Политбюро, пришел утром, часов в семь, в цех пораньше – подготовиться. Работал мастером в цеху, но в этот день рекомендовано было программу по полной не запускать – мет. стружка, масла и рабочий мусор на участке “минимизированы”…Все ждали Прохода. Так и Не прошел мимо нас!
Часов в восемь вечера (мастера работали по 12 часов в среднем)засобирался домой. Пошел на выход из корпуса, и тут, на выходе из механосборки чуть не столнулся лбом с…пятиметровой, не меньше, шикарной ветвистой березой! Утром на этом месте березы не было….Как и нет сейчас.
Береза прожила(если жила) дней десять у входа в механосборочное производство УАПК.
Владимир Воронин
…предыстория строительства УАПК…
П. В. Дементьев выступает инициатором создания авиакомплекса в районе г. Ульяновска
Летом 1974 года в Ульяновск прилетел министр авиационной промышленности Петр Васильевич Дементьев. Он собрал совещание с первым секретарем Ульяновского областного комитета КПСС Анатолием Скочиловым, пригласили также строителей. Один из них, инженер Геннадий Анциферов, автор книги «Трудное счастье строителя», прекрасно помнит тот день: «Вопрос для нас оказался совершенно неожиданным. Дементьев предложил строить в Ульяновске крупнейший в стране авиационный завод. Министр намекнул, что, так как он сам родом из Симбирска, то ему хотелось бы сделать родному городу подарок, разместив здесь это суперпредприятие». Конечно, решение должно было быть принято в Госплане, с учетом государственной стратегии, необходимым техническим и экономическим обоснованием. Вообще производства такого масштаба разрешалось возводить только за Уралом и лишь в исключительных случаях — в европейской части страны. МАП решило, что Ульяновск должен стать таким исключением. 16 апреля 1975 г. по предложению министра авиационной промышленности П. В. Дементьева и поддержке министра обороны Д. Ф. Устинова выходит в свет Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о строительстве авиакомплекса по выпуску крупнофюзеляжных самолётов в районе города Ульяновска.
О. К. Антонов и А. С. Сысцов входят в комиссию по выработке конкретных предложений
В состав комиссии, которой предстояло проанализировать возможные варианты решения поставленной задачи и сформулировать конкретные предложения по размещению нового авиакомплекса, вошёл Аполлон Сергеевич Сысцов, главный инженер ТАПОиЧ, а также сам «виновник торжества» Генеральный конструктор «Руслана» Олег Константинович Антонов. Во второй половине апреля 1975 года в г. Ульяновск вместе с Олегом Константиновичем прибыла группа специалистов, в числе которых были первый заместитель генерального конструктора КБ Антонова П. В. Балабуев, начальник производства О. Г. Котляр, главный технолог И. В. Павлов, председатель завкома П. П. Максаков, другие ведущие конструктора и авиастроители. Сохранились фотодокументы того времени, на которых запечатлены рабочие моменты осмотра авиаспециалистами места будущего размещения УАПК — голой степи на левом берегу Волги в районе г. Ульяновск, относящиеся предположительно к 16—28 апреля 1975 года.
МАП принимает окончательное решение о строительстве УАПК
28 апреля 1975 г. министр авиапромышленности СССР П. В. Дементьев подписывает приказ о строительстве на левом берегу Волги города Ульяновска комплекса из трёх заводов — самолётостроительного, агрегатного и приборостроительного. В планах было также строительство станкостроительного завода, заводов по производству авиационных двигателей и товаров народного потребления. Генеральным директором нового предприятия был назначен Сысцов Аполлон Сергеевич, который ранее занимал должность главного инженера Ташкентского авиационного производственного объединения имени В. П. Чкалова. Впоследствии стал министром авиационной промышленности СССР. 1 сентября 1975 г. на основании Распоряжения Совета Министров СССР № 1784-рс от 05.08.1975 г. был выпущен приказ МАП СССР № 350 «О строительстве в г. Ульяновске авиационного промышленного комплекса». В сентябре 1975 года была создана дирекция строящегося УАПК с функцией заказчика. Первыми работниками предприятия стали Матросов А. И., Утюж А. Б., Полежаев Н. С. и Куприянов Ю. А..
http://www.vonovke.ru/s/ulyanovskiy_aviatsionno-promyishlennyiy_kompleks_predyistoriya_sozdaniya_-_dlya_novogo_shirokofezyulyajnogo_vts_an-124_neobhodim_novyiy_zavod
Владимир Воронин
https://twitter.com/voronin_wi/status/519839112896192512
Неугомонный Дед Соколов
Со слов моего преподавателя.
Еще в 50-х – 60-х г.г. XX века геологические изыскания показали, что несущие свойства грунтов Заволжского р-на г. Ульяновска (именно там, где сейчас находятся Авиастар и Новый Город) позволяют строительство крупных заводских корпусов. Вначале там планировалось строительство комплекса из шести оборонных предприятий, специализирующихся на производстве военной электроники, потом там хотели построить завод «Гидроаппарат», но его построили в Засвияжье, рядом с УЗТС.
В середине 70-х г.г. по Ульяновску поползли упорные слухи, что в Заволжском р-не начинается строительство крупного авиационного завода, при содействии фирмы «Боинг» и при наличии иностранных инвестиций. Среди жителей города обостренный интерес к строительству был обоснован традиционными (при крупном строительстве) обещаниями массового строительства жилья. В среде директоров местных предприятий всех рангов и ведомств (министерств) началось настороженное роптание: «Вот заберут у нас всех работяг, работать будет некому, опять придется людей из деревень набирать». Поэтому везде, где могли, взвинтили расценки (заработки) станочникам и, при содействии местных партийных и госструктур, достигли полуофициальной договоренности – персонал с городских предприятий и организаций на авиазавод, по возможности, не брать. Доходило до абсурда: горожанин увольнялся с родного предприятия, устраивался на работу в сельскую местность или другой город, прописывался там и, в дальнейшем, небезуспешно устраивался на УАПК – договоренность «местных не брать» формально была соблюдена.
Жан
плевок в сторону СССР не зачОт!
Всё у него в голове перепуталось.Про уровень жизни в СССР уже достало,не написал еще о нехватке тувалетной бумаги,пора бы !
про Анатолия, другого
Вице-премьера Анатолия Чубайса УАПК (Авиастар) не заинтересовал – будучи в Ульяновске отказался его посещать. Кстати, посещал ли он свое нано-детище после открытия? И что кроме нано-краски он выпускает – есть информация?