Не так давно благодаря замечательному сайту ретрофотографий ПастВью мне удалось совершить увлекательную виртуальную прогулку по улицам нашего города начала XX века (Прогулка по дореволюционному Симбирску), сегодня же предлагаю переместиться из далёкого прошлого ближе к настоящему и посмотреть насколько Ульяновск изменился спустя пару десятков лет и каким стал в советский период российской истории. Что интересно, снимков города середины XX столетия и позже на сайте в разы меньше, нежели потрёпанных кадров 1910-х годов, поэтому я ещё раз приглашаю всех любителей исторической фотографии, да и вообще всех, кому интересно, как менялся город, участвовать в развитии проекта. Уже сейчас pastvu.com представляет собой крупнейшую в интернете базу ретроснимков Москвы и Петербурга, Ульяновску надо бы и тут не отставать – потрошите собственные фотоархивы, просите бабушку показать в толстенных альбомах любимые места её молодости, сканируйте старые фотокарточки и заполняйте пробелы на фотокарте города! Судя по имеющимся материалам, снимать единственную тогда волжскую переправу, даже ставшую и автомобильной, было не так модно, как в начале века или сейчас, поэтому эту прогулку начнём с других ворот в город. Аэропорт Ульяновска. 1972—1975 В начале хотелось бы остановиться на одном любопытном уголке, который станет связующим звеном между двумя прогулками – Смоленский спуск к Волге. 1900—1917 1947 год. Как после такого не задуматься – а не осталась ли лестница и до сей поры? Увы, ныне её и след простыл. После обилия храмов в прошлом фоторепортаже придётся довольствоваться малым, зато каким. Храм Рождества Христова в Мостовой слободе, 1975. История храма начинается с 1651 года, когда была построена деревянная церковь Рождества Христова, после чего она множество раз перестраивалась. Храм был закрыт в 1933 году и использовался как склад для зерна. В 1989 году был освящен левый Казанский придел, Сейчас это самый древний из ныне действующих храмов города. Большинство снимков советского периода охватывают центр, но есть и реликвии с окраин. Шоссе Нариманова и Парк Победы, 1960-1965. На участке от Северного депо до Выставки в 1960 году построена трамвайная линия. Она прошла по улице Тимирязева и шоссе Нариманова от Телецентра до сельхозвыставки. В последующем к 25-ти летию победы в Великой Отечественной Войны на её территории был разбит парк Победы. Была построена деревянная арка центрального входа (видно её, почти по центру фотографии). Шоссе Нариманова было переименовано в 1977 году в проспект Нариманова. Старый железнодорожный вокзал, 1969. 1960-е. Речной порт, 1970. Мост через Свиягу. За сорок лет до “Аквамолла”. 1970. Книжный техникум (сейчас – Ульяновский техникум экономики и права), перекресток улиц Можайского и Марата, 1970-1980. Памятник И.Н. Ульянову, 1955—1964. Когда деревья были маленькими. Дом-музей Ульяновых на ул.Ленина, 1958. Когда деревья были. Трамвай КТМ-1 на улице Железной Дивизии, 1958. Перекресток улиц Минаева и Железной Дивизии, 1966. Ульяновский областной Дворец пионеров, 1970. Легковая “восьмёрка”, 1970. Автобус ЗИС-16 на фоне Дома Гончарова, 1938—1945. Чуть-чуть отклонимся от курса, чтобы ещё раз увидеть былое величие. Вероятно, один из последних снимков. Реконструированный Спасо-Вознесенский собор, 1932—1935. Перекресток улиц Гончарова и Ленина, 1960—1970. Иизвестный снимок гениального фотографа Валерия Щеколдина – День пионерской организации, 1975. Я как-то собрал коллекцию его ульяновских снимков, если интересно – Ульяновск в фотографиях Мастера. Площадь Ленина и Филармония, 1940—1950. Площадь была полностью заасфальтирована только в начале 50-х годов. Памятник Ленину, 1953. Бульвар Новый Венец, 1958—1961. Вид на (Императорский) мост, 1970. Областной краеведческий музей, 1958—1961. Обелиск погибшим в годы гражданской войны, 1958—1961. На Венце в течение 1918-1922 гг. было захоронено несколько десятков человек, погибших в годы гражданской войны. Таким образом, образовалось некое привилегированное кладбище в центре города. В 1927 г. могилы был сровнены, а на братской могиле возведен памятник красноармейцам, погибшим в боях за освобождение Симбирска в 1918 г. В 1968 г. у памятника-обелиска зажжен Вечный огонь славы. Областная библиотека – Дворец книги имени В.И.Ленина, здание бывшего Дворянского собрания, 1958. Улица Советская, 1960—1970. Вид на начало ул.Карла Маркса от памятника Карамзину одноименного сквера, 1958. Улица Спасская (Советская), 1968—1970. Строительство здания, известного в данный момент как ДК “Губернаторский”. Строительство Мемцентра и Ульяновского педагогического института, 1968—1969. Строительство гостиницы “Венец”, 1969—1970. Панорама Ульяновска, 1977-1978. Один из двух снимков на весь Заволжский район датирован 1988 годом. Троллейбус и автобус на улице Врача Михайлова. На этом пока всё. Закончу вот таким фантасмагоричным снимком из середины 70-х. Площадь 30-летия Победы ночью. P.s. Пожалуй, эту подборку можно рассматривать не только как одну из двух прогулок в прошлое, но и как часть трилогии, где последней составляющей будет серия снимков английского фотографа Питера Марлоу “USSR. Ulyanovsk. Lenin’s Birthplace” (Ульяновск 90-х), тогда общее фотовпечатление от города станет ещё глубже и ярче. |
|
|
гость
Отличная подборка! Спасибо авторам!
Злой
Ульяновск. По большему счету Ульяновску хвастатьсЯ в прошлом нечем. Помойка была ещё та.Кроме центра вокруг ничего не было
Ежов
Вы будете удивлены, но в каждом городе когда то “кроме центра вокруг ничего не было”)
Старожил
Злому только помойки любы. Нормальный был город, чистый, зеленый, в цветах, хоть в центре, хоть в других районах. С 60-х начал бурно застраиваться. С 70-х туристов много было.
Грачик Рубенович
и фарца у Венца)))
Старожил
Это да. В 80-х особенно. Пластами, жвачкой, сигаретами фарцевали в школах, институтах.
Злой
Вы нормальных городов не видели. Ульяновск был помойкой особой. С метастазами, которые и нынче проявляются.
Сюда с всех деервень сгоняли, как скот. Чтобы работали на УАЗе и других предприятиях ВПК. Срать вокруг себя и гадить в крови. Засанные подьезды Нового города это только малая толика того, что захалустный бывший Симбирск ждало в будущем.
Нынче выросло поколение, которое все “лучшие” свои качества унаследованные от предыдущих поколений возвели в АБСАЛЮТ.
Но, что-то меняется, к лучшему. С большим трудом. Все таки нынешний Ульяновск это другой город. Может лучше, может хуже. Однако другой.
Спасибо Володе Ульянову за это, он своим 100 летием вдохнул новую жизнь в гниющий организм.
……..
Злой, у тебя папа был, мама был, чего ты злой как собака? Зачем этот агитпроп киевско-вашингтонских СМИ? Ты Обамы зачем начитался?
Работяга
При чем тут эта обезьянка?
никола 2
Правильно сказал : ежели бы не Володя Ульянов…
обыватель
А старый вокзал был красивей и величественнее!
Владимир Воронин
…на верхнем снимке Як-40 – самолёт для местных авиалиний…
спесков
Судя по http://russianplanes.net/reginfo/38238 борт летал куда-то на Урал. Помню в ульяновской правде тех времен расписание авиарейсов занимало целый разворот.
Владимир Воронин
…ульское расписание междугородних автобусов начала 70-х по объёму было меньше расписания развивающегося стремительными темпами авиационных пассажирских перевозок…
…и, как показала история, это было правильно…
…автомобильный транспорт это опасный для жизни пережиток 20-ого века, умышленно навязанный нам в 21 веке “эффективными” капменеджерами ради получения сверхприбылей и создавший огромное количество трудноразрешимых проблем…
интересно
А снимков моста через Волгу, который сейчас называют Императорским, так мало по той простой причине, что его просто не разрешали фотографировать и на его фоне тоже, поскольку это был важнейший стратегический объект всего Поволжья. Вообще же снимков Ульяновска 50-70-х годов прошлого века очень много на страничках “Одноклассников”, у нас достаточно много тех, кто в отличие от некоторых комментаторов этого материала любит свой город и не считает его помойкой. Всё зависит от нас и нашего восприятия мира…
Злой
нынешний Ульяновск разный.
ну да
но в основном – бесформенное, унылое, депрессивное, загаженное гoвнo
да ну..
сам ты унылое г…
ЭД
Валера Щеколдин… Умница и талант! Где он сейчас?
спесков
на крайнем фото на багажнике гаишного москвича прикручен прямоугольный фонарь – зажигалась надпись “остановитесь”
Васо Колбасо
>>Только что построенный. На открытие приезжал лётчик-космонавт СССР Герман Титов.
Колдобина (на снимке слева внизу) судя по всему вечная – с самого открытия. Всю жизнь она там лежит.