Завтра весь мир будет отмечать одну очень «сладкую» дату – День эскимо.

Это холодное лакомство на палочке знакомо и любимо всеми с самого раннего детства. Имен­но 24 января 1922 года владелец лавки сладостей Кристиан Нельсен из штата Айова получил патент на приготовление нового лакомства – сливочного мороженого, покрытого шоколадом.

А его компаньон Стовер «окрестил» изобрете­ние, назвав его «эскимо-пай» – пирожок эскимоса. Так что сначала эскимо было без палочки. Через год-другой американец Гарри Буст внял жалобам дочери, что холодный «пирожок», покрытый шо­коладом, неудобно держать в руках, и приделал к нему палочку – тоже, кстати, по американской практичности, не забыв запатентовать свое эпо­хальное изобретение. В итоге эскимо обрело ту форму, которая дошла до наших дней.

Знакомству с этим лакомством наши соотече­ственники обязаны знаменитому наркому пище­вой промышленности Анастасу Микояну, осново­положнику советской кухни, основные принципы которой сохранились до сих пор. До известного путешествия Микояна в Америку в России ла­комились только мороженым, изготовленным ручным способом – либо дома, либо у отдельных кустарей. С 1938 года благодаря технологии и оборудованию, привезенным Анастасом Ивано­вичем из США, в СССР началось массовое про­изводство мороженого. А в 1941 году был введен один из самых строгих стандартов в мире: ГОСТ 117-41 «Мороженое сливочное, мороженое плом­бир, фруктово-ягодное, ароматическое». К этому времени советское мороженое уже прославилось своим качеством, основой которого было исполь­зование натуральных ингредиентов, исключи­тельно молочных жиров и отсутствие консерван­тов. Практически четверть века, учитывая интерес могущественного Микояна к данному продукту, какие-либо «шалости» с рецептурой были исклю­чены. Даже Сталин отмечал: «Ты, Анастас Ивано­вич, такой человек, которому не так коммунизм важен, как решение проблемы изготовления хоро­шего мороженого».

Кстати, сейчас уже подзабылось, что в 1965 году Анастас Микоян приезжал в наш город на откры­тие Ульяновского хладокомбината, который мень­ше чем через полгода – в августе – будет отмечать полувековой юбилей. Тогда здесь приступили к вы­пуску всего нескольких видов мороженого. Сейчас предприятие производит около ста наименований этого лакомства. В 2012 году на хладокомбинате был проведен ребрендинг и разработан новый фир­менный стиль. Теперь ульяновцы и гости города лакомятся мороженым от «Морозкино». Впрочем, попробовать его можно не только в Ульяновске – комбинат поставляет свою продукцию в двадцать пять регионов России и ближнего зарубежья. Как заверила нас технолог Екатерина Кузьминых, успех ульяновского мороженого обусловлен тем, что со­трудники комбината неукоснительно следуют ГО­СТу министерства пищевой промышленности РФ: использовать в производстве только натуральные молоко, сливочное масло и сгущеное молоко:

– Никакого сухого молока, никаких ГМО и ис­кусственных красителей. Это эрзац, химия, и не может не отразиться на вкусе самого продукта. А следовательно, на желании его покупать. Это, кстати, прекрасно понимают в торговых сетях, с которыми мы сотрудничаем. Там строжайше отсле­живают соблюдение рецепта, и не дай бог он будет нарушен какими-нибудь заменителями. Огромный штраф гарантирован.

Для строгого соблюдения требований ГОСТа на ульяновской фабрике мороженого создана соб­ственная лаборатория, контролирующая качество сырья и проводящая бактериологические анализы и строгий контроль качества готовой продукции. Кстати, сырье закупается исключительно у мест­ных производителей.

Пристрастия потребителей продукции Ульяновского хладокомбината подтверждают то, что мороженщики избрали правильную дорогу.

– В сезон наше предприятие производит до трехсот тонн продукции ежемесячно, – говорит Екатерина Сергеевна. – Сейчас мы готовимся к на­чалу очередного сезона – запуск линии намечен на февраль. А любителей мороженого ожидают вкус­ные сюрпризы.

И напоследок – еще раз об эскимо. Сейчас его в продукции Ульяновского комбината нет. Этот по­пулярный сорт мороженого выпускался на пред­приятии, но довольно давно – в конце семидесятых, и недолго, всего года два. Но тогда на хладокомби­нате не было специального оборудования, и про­цесс изготовления был очень трудоемким и затрат­ным. Поэтому его выпуск прекратили. В планах «Морозкино» – закупка новой линии по производ­ству мороженого на палочке.

Ксения Викторова