Почти четверть века она учит детей в Областной детской школе искусств воспринимать мир через музыку.

Недавно Татьяна Васильевна Дронова, ведущий преподаватель фортепиано, заслуженный работник культуры РФ, отметила «круглую» дату в жизни. Накануне своих именин – Дня святой Татьяны – она любезно согласилась ответить на вопросы корреспондента «УС».
– Татьяна Васильевна, как Вы стали педагогом и почему музыки, а не биологии, например?
– Я жила в маленьком городе Касимове Рязанской области, и у нас была музыкальная школа – единственный культурный центр. Ее возглавлял настоящий энтузиаст Виталий Иванович Ряховский. Он буквально жил в школе, работая с раннего утра до позднего вечера. Вот в эту школу и пошел мой брат, а за компанию с ним и я. Однажды в школе появился новый преподаватель – Людмила Дмитриевна Авдеева. Она буквально заразила музыкой весь город, организовывая концерты, лекции, вечера. Наш класс в музыкальной школе влюбился в Людмилу Дмитриевну, мы все у нее заиграли. Неудивительно, что я поступила в музыкальное училище в Рязани. Людмила Дмитриевна следила за моим развитием, интересовалась даже тем, что я читаю. «Как, – спрашивала она меня, – ты до сих пор не читала Ромена Ролана? И Томаса Манна? Нужно срочно взять их книги в библиотеке!» Так раньше воспитывали музыкантов. Они должны были знать не только музыку, но и театр, и литературу, и изобразительное искусство.

После окончания училища я отработала три года преподавателем в детской музыкальной школе в Касимове, а потом поступила в Казанскую консерваторию к уникальному человеку – Виктору Александровичу Столову. Он – ученик выдающегося музыканта и педагога ХХ века Эмиля Гилельса. И, конечно, все, что я получила и от Авдеевой, и от Столова – профессионализм, бережное отношение к ученикам, – передаю детям. В Ульяновск мы с семьей переехали в 1980 году. Здесь, до Областной детской школы искусств, я работала в музыкально-педагогическом училище.
– Какова Ваша система обучения?
– Базируюсь на лучших образцах нашей фортепианной педагогики. Ничего нового, все придумали наши великие музыканты. А мы сохраняем традиции. Однажды великий Бах на вопрос, как он добивается таких больших результатов, ответил: «Будьте прилежными!». То есть нужно заниматься и любить музыку, и все получится.
– Но все же?
– Дети, когда приходят в школу, хотят учиться, не представляя, как это сложно. Задача любого педагога – не отбить у них охоту познания музыки через инструмент.
– Предположим, Вы, что называется, «заразили» ребенка музыкой, но в конечном итоге он предпочтет профессии музыканта другую профессию…
– Дети должны сами выбрать этот путь. Но в любом случае музыкальное образование поможет им в жизни. Даже учиться в вузе таким студентам легче. Ведь им приходится играть и правой, и левой рукой, и одновременно обеими, что развивает мыслительные способности. Потом, когда человек владеет инструментом, будь то скрипка, виолончель, гитара, домра, то он по-другому воспринимает музыку, и уже без нее не сможет жить. Пусть это будет не профессия, а, например, посещение концертов в филармонии. Одна из моих учениц, поступив в технический вуз в Москве, продолжает играть. У нее цифровое пианино, она на нем сочиняет и даже дает частные уроки музыки.
– Кем из своих учеников гордитесь?
– Моя ученица первого выпуска Наташа Данилова – лауреат международных конкурсов, успешно работает в Нижегородской филармонии. Она – единственная из моих учеников, кто никогда не волновался на сцене. Наташа перед конкурсами или концертами говорила мне: «Не волнуйтесь, Татьяна Васильевна! Идите в зал, я все сыграю». Таня Сидорова окончила Московскую консерваторию и аспирантуру, сейчас опять учится в Швейцарии. Она – лауреат международных конкурсов, выступает с концертами. Из молодых – Даша Черникова, которая работает концертмейстером в Московской хоровой академии после института имени Гнесиных. Лиза Кропочева учится в Троице-Сергиевой лавре на регента. Катя Толкишевская – в музыкальном Беркли-колледже в Бостоне…
– Татьяна Васильевна, Вы – инициатор и организатор нескольких творческих проектов в школе. Расскажите об одном из них.
– Вместе с преподавателем Светланой Юдиной мы проводим «Коллегию музыкантов». Это творческое содружество педагогов работает у нас шестой год. Мы даем концерты в качестве солистов перед своими коллегами, учениками и их родителями. В результате педагоги получают прекрасную возможность для профессионального общения, общего культурного развития, потому что проект имеет просветительскую направленность. Поднимается престиж профессии музыканта. Кроме того, это урок нашим воспитанникам, как вести себя на сцене, преодолевать страх перед публичным выступлением.
– Вы говорите, что музыка помогает Вашим ученикам, а Вам она помогает?
– Без нее мне просто нет жизни. Без нее не было бы моих учеников, друзей, коллег. Иногда слышу от знакомых, как им тяжело идти на работу. Здесь меня ждет творческое общение, концерты, лекции, «круглые столы». Мы вместе делаем одно важное дело.
Юлия Гаврилова, директор Областной детской школы искусств:
– Татьяна Васильевна Дронова – высококвалифицированный специалист, увлеченный своим делом, ставшим неотъемлемой частью ее жизнь. На ее занятиях царит творческая атмосфера, дети не только сразу втягиваются в работу, но и не представляют себя без этих занятий, настолько они увлекательны для юных музыкантов. К детям она относится с терпением и уважением. Многочисленные победы и успешная карьера ее учеников, на мой взгляд, – лучший показатель высокого профессионализма. Мне отрадно осознавать, что такой замечательный педагог, как Татьяна Васильевна, работает в стенах нашей школы.
Ирина Морозова