– Почтеннейшая публика! Только сегодня, только для вас специально прибыл к нам артист большой сцены прямиком из города Вены – с кисточкой его колпачок, на голове – волос клочок! Голос имеет могучий – как телега, скрипучий. Для вас выступает Петр Иванович Уксусов! – из-за ширмы на потеху взрослым и детворе показывается красный колпак Петрушки.

У Петрушки и впрямь особый голос – резкий, пронзительный и очень смешной. Как выяснилось, он создается благодаря специальному устройству – пищику. Об этом зрителям рассказали представители Самарского центра русской традиционной культуры Андрей Давыдов и Татьяна Егорочева, которые и привезли в Ульяновск уникальный Театр Петрушки.
Горожане имели возможность поучаствовать в этом представлении, основанном на внимательном изучении традиций народного театра, в рамках недавно прошедшего Межрегионального фольклорного фестиваля «Васильев день». Мы не оговорились: именно «поучаствовать», а не «посмотреть», поскольку театр Петрушки предполагает активное вовлечение зрителей в представление.
Вообще, на упомянутом фестивале действительно было «где глаза продать»: народные игры, вечорки, соревнования, выступления лучших фольклорных ансамблей из Москвы, Самары и Ульяновска. Наш корреспондент поучаствовал в нескольких мастер-классах.

Так, гостья из Самары, мастер студии традиционных ремесел «Красна мальва» Наталья Хайрулина поделилась со слушателями своими наблюдениями, связанными с русским народным костюмом Поволжья. «Изюминка» этого выступления в том, что Наталья опиралась на конкретный экспедиционный опыт.
– Во время наших поездок мы заглядываем в «бабушкины сундуки», записываем рассказы старожил о том, как одевались их предки. В результате реконструируется реальная картина того, как одевались русские 100-150 лет назад в повседневности и на праздники. И эта картина совсем не совпадает с тем, что мы нередко сейчас видим на сцене во время выступлений различных фольклорных коллективов, – отмечает Хайрулина.
Например, она указала на то, что так называемые кокошники далеко не всегда уместны на сцене, как, впрочем, и многие другие приметы «псевдотрадиционного» концертного костюма.
– Также особое внимание нужно уделять цвету одежды: например, ярко-красный могла носить только девушка на выданье или недавно вышедшая замуж, но не девочка и не пожилая женщина, – комментирует Хайрулина.
Ведущий другого очень зрелищного мастер-класса – саратовец Алексей Живайкин, концертмейстер ансамбля «Переладец». Любопытство и взрослых, и детей вызвала сама подготовка к его выступлению. На двух длинных столах были разложены десятки традиционных инструментов, относящихся к самым различным культурам и традициям. Пастушеская жалейка, владимирский рожок, армянский дудук, шотландская волынка, болгарская гайда – это лишь часть тех инструментов, игрой на которых порадовал своих слушателей музыкант. Он кратко поведал о том, как тот или иной инструмент оказался в его руках.
– Вот эту гайду я купил у одной старой болгарской цыганки, которая зарабатывала себе на жизнь, играя на ней. Гайда сделана из шкуры молодого козленка и очень напоминает волынку. А вот шотландскую волынку я заказывал уже у английских мастеров.
Помимо этого, Алексей спел старинный духовный стих, сопровождая его игрой на колесной лире. По его признанию, лиру он создал сам – на основе обычный виолончели.
Большой успех имело выступление москвички Ирины Богатыревой. Гостья продемонстрировала искусство игры на варгане – инструменте, который у рядовых слушателей обычно вызывает ассоциации с сибирскими народами.
– На самом деле столетие назад варган был популярен и в России. К сожалению, нотных записей тех мелодий, которые игрались на этом инструменте, не сохранилось, но зато есть свидетельства о том, что варганы действительно активно использовались в сельской традиционной музыке, – уверяет Ирина.
Она сыграла на варгане несколько популярных мелодий и дала рекомендации, помогающие освоить этот необычный инструмент.
Стоит добавить, что фестиваль продолжался два дня. Участников принимали на своей территории Дом-музей Гончарова и Ульяновский педуниверситет. Организаторы праздника – областное Министерство искусства и культурной политики, Литературный музей «Дом Языковых», общественная организация «Русский дом» и Областная детская школа искусств.
Сергей Соболев