Из чего в России делают крылья.
Технический директор ЗАО «АэроКомпозит-Ульяновск» Андрей Третьяков всегда мечтал об авиастроении, но судьба не давала шанса реализоваться в профессии. А потом в России появилось производство, нуждающееся в квалифицированных специалистах, как Андрей. И дальше все просто совпало…

Про учебу
— Я окончил Московский авиационный технологический институт, кафедру «Материаловедение и технология новых материалов». Учебу в аспирантуре пришлось совмещать с работой менеджера в крупной торговой компании. Но мои постоянные наблюдения за развитием отрасли в какой-то момент уловили тот факт, что в отечественном авиапроме грядут перемены. Сделана ставка на внедрение современных материалов в производство гражданских воздушных судов нового поколения. Не было сомнения — это моя тема, и в ней я смогу реализовать себя. В 2008-ом году появилось ЗАО «АэроКомпозит» — первый центр компетенций ОАО «ОАК» в сфере разработок и производства элементов конструкций лайнеров из композиционных материалов. И я пошел туда, технологом.

Про риск
— Начинание любого дела с нуля — это риск. Новая компания умещалась в небольшой комнате у метро Беговая, работало двадцать человек. Зарплата у меня была маленькая, по сравнению с предыдущим местом работы. Но желание работать именно в этом коллективе было огромным. Мы занимались разработкой новых передовых технологий для авиации, создавали различные элементы конструкции крыла самолета из композиционных материалов, применяя методы, ранее не использовавшиеся зарубежными специалистами.

Это было по-настоящему интересно. Как раз тогда в Комсомольске-на-Амуре начал проходить испытания региональный самолет Sukhoi Superjet 100. А в корпорации «Иркут» стартовал проект по созданию среднемагистрального пассажирского лайнера МС-21, который по задумке конструкторов должен был на треть состоять из неметаллических материалов. К тому же мы сотрудничали с австрийскими компаниями, перенимали накопленный опыт западных коллег. Я был полностью поглощен работой, и мысль о том, что мечты могут сбываться, не покидала меня.

Про происходящее вокруг
— А в то время уже вовсю летал Boeing Dreamliner 787, более чем наполовину состоявший из композитов. Европейцы готовили к полету Airbus А350 и А380. Новые прогрессивные материалы активно внедрялись во всем мировом авиапроме. Чтобы оказаться на шаг впереди западных конкурентов, в России решили сделать ставку на инфузионную технологию производства, которая для крупногабаритных силовых конструкций самолета раньше не применялась. Лично для меня два года в командировках пролетели, как один день. Работа в Москве, постоянные перелеты в Казань и Ульяновск, где были выбраны площадки под авиационные заводы, и велось активное строительство производства.

Про повышение
— Спустя шесть лет после моего прихода в ЗАО «АэроКомпозит» меня назначили техническим директором авиационного завода «АэроКомпозит-Ульяновск». Ульяновский завод на сегодняшний день является одним из самых крупных производств агрегатов из композиционных материалов для авиастроения в Европе. Площадь предприятия — десять гектаров, инвестиции — больше пяти миллиардов рублей. Вот так, всего за шесть лет, начиная с двенадцати человек в офисе у метро Беговая, до передового промышленного производства. Сегодня со мной в Ульяновске работает около четырехсот человек, а еще пятьсот сотрудников — в московском офисе и на новом заводе в Казани. В наступающем году мы хотим, чтобы «черное крыло» для отечественного лайнера МС-21 было готово. Вместе с моими коллегами из технологической службы мы разработали и запатентовали основные новые технологические процессы, применяемые в настоящее время на заводе в Ульяновске. И я горд, что стал одним из соавторов. Днями и ночами в нашей опытной лаборатории в Москве мы отрабатывали процессы на небольших образцах. Сейчас технология работает на полноразмерных панелях крыла самолета. Воплощение технологии от концептуальных схем до готового изделия — это большой многолетний труд.

Про задачи и партнерство
— Сейчас наша задача — добиться, чтобы максимум сырья — сухой материал, специальные связующие, вспомогательные и функциональные материалы для изготовления различных элементов конструкций для нашей части авиапроизводства — выпускался в России. А это возможно только совместными усилиями с ведущими отечественными институтами и организациями и с применением современных разработок, в том числе в области нанотехнологий.

Мария Петренко