Председатель Счетной палаты Ульяновской области Игорь Егоров рассказал о массе нарушений, выявленных при расходовании бюджетных денег в 2014 году. В ходе 25 проверок были обнаружены нарушения на сумму в 800 миллионов рублей – более 15 процентов от всей суммы проверенных средств.

Кто привел этих бухгалтеров?
Игорь Егоров заявил, что на посты замов директора по экономике или главных бухгалтеров в бюджетных учреждениях часто нанимают некомпетентных людей или тех, за которыми тянется шлейф из «нехороших историй».

В качестве примера Егоров привел Центр информационных технологий (ЦИТ), который занимается в Ульяновской области, в частности, организацией ЕГЭ, а несколько лет назад оказался в центре скандала с созданием 3Д-ГИС Ульяновской области, когда исчезли 110 миллионов бюджетных средств, направленных на реализацию проекта.

– Предыдущий руководитель учреждения арестован, сейчас осуществляли проверку работы новой команды, – рассказал Егоров. Были удивлены, что не найдены важные документы, без которых бухгалтерский учет в принципе невозможен.

Есть проблема и с тем, что руководители и главные бухгалтеры автономных учреждений сами себе назначают премии и денежные поощрения. Егоров рассказал, что в 2013 году в одном из таких учреждений, согласно документам, было запланировано потратить 20 процентов доходов от платных услуг на зарплаты, в 2014 году – уже 27 процентов, а в 2015 году, по плану, две трети всех доходов должны были идти на материальные поощрения работникам автономного бюджетного учреждения. Директор этой организации за первые пять месяцев 2013 года выплатил себе три премии, оказал себе материальную помощь на 152 тысячи рублей и, в результате, в декабре 2013 года выплатил себе более 300 тысяч рублей, средняя его зарплата перевалила за 90 тысяч рублей. Аналогично поступала и бухгалтер, которая из 13 месяцев своей работы 6,5 месяца находилась в декретном отпуске, но вместо нее на месте главбуха никто не работал. За время своей работы она успела получить пять премий.

Положения об оплате труда и стимулировании работников в учреждении не было.

В областном хосписе было похищено еще несколько миллионов рублей именно главбухом. Суд прошел, но деньги в бюджет до сих пор не возвращаются. Егоров задается вопросом: кто привел этого бухгалтера в организацию?

– Мы предлагаем производить назначение бухгалтеров только после согласований на уровне профильных министерств, – говорит Игорь Егоров. – Нужна единая база данных по главным бухгалтерам, в которую надо заносить информацию и по всем проверкам, проведенным контрольными органами. У каждого бухгалтера должна быть своя история. Кроме того, необходимо понимать, кто рекомендовал того или иногочеловека на это важное место. Сейчас найти концы по тому же хоспису спустя несколько лет уже невозможно.

Бассейн из атомной промышленности
Еще одна тема, на которую Егоров обратил внимание чиновников, – строительство.

По мнению председателя Счетной палаты, проектно-сметную документацию (ПСД) в муниципалитетах не изучают досконально, изза чего выявляются такие нарушения, от которых хоть смейся, хоть плачь. Яркий пример – строительство ФОКа в Николаевском районе. Там здание возводили по проекту, где были заложены два одинаковых буфета, два медкабинета, два тренажерных зала с одинаковым набором тренажеров, два хореографических зала.

– Выяснилось, что проектант просто взял два проекта и соединил их в один, не внося никаких изменений, – рассказал Егоров. – Там был предусмотрен небольшой 25-метровый бассейн. Оборудование по проверке качества воды должно было обойтись государству чуть ли не в три миллиона рублей. В частности, заложенный в проект атомно-абсорбционный спектрометр используется в атомной промышленности и в оборонке. Для него нужны сложнейшие компьютерные программы, и непонятно, кто из инженеров Николаевского района мог его обслуживать. На наш вопрос, где вы были, когда вы все это смотрели, руководители района ответили, что у них нет людей, которые могли бы оценить проектную документацию.

В связи с этим председатель Счетной палаты предлагает новый подход при утверждении проектно-сметной документации должна формироваться комиссия, в которую войдут люди, ориентирующиеся в теме. Должна вестись и более четкая предпроектная работа, после которой проектанту будет однозначно ясно, сколько нужно буфетов и тренажерных залов в объекте.

Магазин только на бумаге
Еще одна проблема – управление государственным имуществом. Распоряжаться им муниципалитеты, судя по отчетам, умеют слабо.

– 26 объектов из 107 проверенных – в хорошем состоянии, 36 – в удовлетворительном, 36 требуют капремонта, семь представляют собой руины, а два вовсе не найдены при проверке, – приводит цифры Егоров. – Например, здание одного магазина, вернее, место, где он стоял, удалось найти, только опросив местных жителей. Строение разрушено полтора года назад, но сотрудник департамента госимущества, приехавший с нами, об этом не знал.

Директор департамента госимущества и земельных ресурсов Ульяновской области Сергей Мишин после проверки вынужден был поменять кадры в некоторых отделах – компетенция чиновников оставляла желать лучшего.

Счетная палата рекомендует это бесконтрольное имущество, стоящее на содержании у казны, распродать – либо предварительно снеся объекты, либо в таком виде.

Махинации с землей также обеспокоили Счетную палату. В каждом районе, где проводились проверки, были обнаружены липовые бумаги, что на том или ином участке находится объект незавершенного строительства. По статье 36 Земельного кодекса такой участок продается за копейки. Но проверка раз за разом показывала, что на участке никакого незавершенного строительства нет – голая земля.

То есть цена на землю, соответственно, должна была быть совершенно иной.

Сергей Гурьянов