АРТУР АРТЁМОВ
Ульяновск «осветили» звёзды «Московской оперетты».
Оперетта в Ульяновске – жанр редкий. И потому – любимый и востребованный. Особенно, если это «Московская оперетта». И блестящий, искрометный, неустаревающий «Мистер Икс» Имре Кальмана. В минувшую субботу именно такой праздник случился на улице ульяновских любителей легкого жанра и предтечи мюзикла. Гастрольный вариант разве что чуть-чуть проиграл в сце-ноглэафии. Но выездные декорации, хоть и бедненькие, столичные актеры привезли. И все же это не диван и три стула на фоне «черного кабинета», как обычно бывает у заезжих антрепренеров. Вечному искусству оперетты в ДК «Губернаторский» внимала и «УП».
Кроме декораций, и придраться по большому счету не к чему. Спектакль идет настолько на одном дыхании, что антракт кажется лишним и напрягает. Актерский состав подобран почти идеально. Лицедеи не просто безупречно ученически пропевают вокальные номера, проговаривая между делом текст. Каждый из них даже в маленькой роли легок и вдохновенен. А исполнители главных партий – мечта меломана. Могли бы привезти третий состав. Но мистера Икса и Теодору играют несравненные корифеи российской оперетты Елена Ионова и Дмитрий Шумейко. Последний выступил еще и режиссером спектакля. Профессиональный постановочный почерк читается сходу. Все просто, ясно и лаконично практически до минимализма.
Вместе с тем режиссура Шумейко – передовая, уверенная, твердая. Все построено ясно и предельно конкретно. Ни одной лишней эскапады. Все жесты и движения по делу. Каждый номер – законченная композиция. Каждый эпизод самостоятелен и в то же время органично вписывается в общую канву сюжета. Все, вплоть до деталей костюмов, – классически выдержано по стилю и эпохе. Шумейко знает, для чего и о чем он поставил хрестоматийную оперетту. После спектакля он признается, что эта постановка – часть его жизни. Важный этап творческой биографии. И он перешагивает новый рубеж, с честью выдерживает это испытание.
В оперетту из балетных…
Дмитрий Шумейко даже танцевальные номера для оперетты ставил лично. «В театре нужно уметь все!» – учила его Татьяна Шмыга. С ней он крепко подружился на юбилейном концерте легенды «Московской оперетты». В 2008 – 2009 годах они со Шмыгой даже провели цикл совместных выступлений.
– А еще я ведь однажды даже в балете танцевал, – вдруг вспоминает с улыбкой Дмитрий Петрович. – И не где-нибудь, а в самой Мариинке. Ставили «Карнавал» Михаила Фокина. Так вот, я там плясал Панталоне. И знаете, что было для меня самым непривычным? То, что надо молчать…
Шумейко признан лучшим отечественным мистером Иксом со времен легендарного и неподражаемого Георга Отса.
– Недочеты, конечно же, есть, и в Ульяновске мы не были во всем безупречны, – не скрывает Дмитрий Петрович.
– Но спектакль сделан так, что зритель ничего не замечает. Это выше уровня восприятия публики. Мистер Икс – это я. И главную партию пою о себе. Это мое стремление к загадочности, мягкости, утонченности, истинному благородству и изысканному аристократизму.
И, между прочим, невозможно иначе, когда на сцене рядом такая женщина и партнерша. Народная артистка России Елена Ионова в роли Теодоры выше всяких похвал: великолепное меццо-сопрано, грация, чувственная и проникновенная манера. Равнодушным остаться невозможно. Елена Евгеньевна не первый год является примадонной театра «Московская оперетта». Кроме того, желанный гость на многих зарубежных оперных фестивалях.
Прокрустово ложе для оперных примадонн
Она – одна из немногих певиц в нашей стране, кто состоит в штате сразу двух столичных театров: солирует еще и в московской «Геликон-Опере». Ионова – кладезь театральных баек. Например, о специальной театральной колонне.
– Есть такая возле стены в театре «Геликон-Опера». В промежуток между ними запускают солисток, нанимающихся на работу. Прошла между колонной и стеной – добро пожаловать на сцену. Иными словами, голосистые, но тучные артистки – вне эстетики этого театра. Но это не железное правило, не обязательный тест на профпригодность. В театре их немного, но все же есть крупные вокалистки, фактура которых в некоторых ролях идет только на пользу создания образа.
Между тем стройная красавица Ио-нова – прекрасное подтверждение театральной шутейной традиции «Геликон-Оперы». Где одной из ярких ее работ в свое время стала роль медсестры в спектакле «Упавший с неба» по мотивам оперы Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке».
– При упоминании этого произведения, – продолжает Елена Евгеньевна, – люди обычно усмехаются: это там, где главный герой ползет во время арии, хор поет «отрежем Мересьеву ногу» и есть даже поющий медведь? Ничего этого в нашей партитуре нет. Из трехактной партитуры выбраны только лучшие эпизоды: хор «Зеленый дубок», колоритные танцы, потрясающая по трагическому накалу сцена бреда Мересьева. Введены несколько номеров из другого популярного произведения Прокофьева – кантаты «Александр Невский». А декорации воссозданы по мотивам фотохроники авиакатастрофы в Иркутске девятилетней давности.